Статистика

Проблемы подготовки специалистов сферы туризма в России и мире

В условиях глобализации мировых экономических процессов одной из приоритетных отраслей сферы услуг является туристская индустрия. Сегодня путешествие является необходимой составляющей образа жизни современного человека. Весь мир стремится к достижению более высокого уровня жизни и общения между людьми, человек получает больше личной свободы и возможностей для самореализации. Для многих путешествие стало стилем жизни. Увеличение массива свободного времени, рост уровня дохода и благосостояния населения, усложнение структуры потребностей и т.д. привели к расширению туристской отрасли: появлению новых направлений путешествия, увеличению количества туристских предприятий. В связи с этим возрос спрос на профессиональное туристское образование среди абитуриентов и встал ребром вопрос трудоустройства выпускников вузов.

Быстрые темпы развития туристской индустрии в России обусловили появление большого количества учебных заведений, занимающихся подготовкой кадров для туризма. По данным Министерства образования РФ, в нашей стране около 300 вузов (самого разного профиля), которые в той или иной степени "работают на отрасль". Только в Москве крупнейшие вузы, готовящие специалистов для туриндустрии, ведут обучение по всем возможным специальностям. Среди них:

Институт туризма и гостеприимства Московского государственного университета сервиса (ИТГ МГУС);

Международный институт гостиничного менеджмента и туризма (МИГМТ);

Российская международная академия туризма (РМАТ);

Московская академия туристского и гостинично-ресторанного бизнеса при правительстве Москвы (МАТГР);

Российский новый университет (Рос НОУ).

В Краснодаре это:

Кубанский государственный университет;

Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ (г. Краснодар);

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма;

Кубанский социально-экономический институт;

Южный институт менеджмента.

Кроме того, во многих учебных заведениях, готовящих специалистов в этой области, преподают практикующие специалисты. Немногие сферы образования могут этим похвастаться. Такие конкретные специализации, как "Социально-культурный сервис и туризм", "Менеджмент организации" и "Экономика и управление на предприятии", казалось бы, должны полностью удовлетворять требованиям туристской сферы [2].

Однако, несмотря на то, что кадры для туриндустрии готовит такое большое количество специальных образовательных учреждений, на рынке туристских вакансий (особенно в столичных городах) наблюдается дефицит. Достаточно посмотреть на объявления московских турфирм, где постоянно требуются менеджеры среднего звена.

При этом, согласно оценкам экспертов, на сегодня большинство сотрудников туристских компаний не имеют базового туристского образования. Известно, что бурное развитие туриндустрии привлекло в отрасль много специалистов с высшим непрофильным образованием, которые были вынуждены получать профессиональные знания и навыки в процессе работы. Это было обусловлено объективными причинами: практически отсутствовала система подготовки кадров с высшим образованием для туризма [8].

Сегодня ситуация коренным образом изменилась. Вопрос о том, необходимо ли специальное образование для работников туриндустрии, во всем мире уже решен положительно. Тем не менее, результаты опроса руководителей ведущих столичных туристских компаний выявили одну парадоксальную закономерность - лишь немногие руководители при подборе персонала руководствуются наличием у претендента специального образования (это либо самостоятельно "выращенные" кадры, либо работники, "переманенные" из других компаний). Менеджеры бесконечно кочуют из одной фирмы в другую. Выпускники туристских вузов занимают в этом перечне лишь третье место, хотя сегодня крупные туроператоры, к примеру, остро чувствуют дефицит квалифицированных специалистов в сфере туризма. Ведь именно в таких компаниях требования к сотрудникам особенно высоки: это владение одним - двумя иностранными языками, знание систем бронирования, навыки коммерции и понимание принципов реализации турпродукта "оптом". Исходя из этого, каждая туроператорская компания сегодня вынуждена растить способных специалистов в своих недрах. Для большинства туроператоров этот путь наиболее приемлем, поскольку с начала работы каждый сотрудник проходит огромную школу. Потенциальные работодатели, за редким исключением, считают, что нанимать вчерашних выпускников сразу же после окончания института нерентабельно, и выделяют ряд классических недостатков, присущих молодым специалистам: недостаток практических знаний, непомерно завышенные требования выпускников, отсутствие реалистичной оценки выбранной профессии, "зажатость" в общении с клиентами, партнерами, работодателями, безграмотность [14].

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6