Статистика

Понятие «гендер» в современной социологической науке

Словарь гендерных терминов определяет слово «гендер» как «совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола»1. Гендерная система как таковая отражает культурные оценки и ожидания, адресуемые людям в зависимости от их пола2.

Гендер - это социальный аспект отношений между мужчинами и женщинами, который проявляется во всех областях общественной жизни, включая политику, экономику, право, идеологию, культуру.

Первое представление гендера возникло в связи с феминистским анализом современного общества и критикой дискриминационного положения женщин в нём. В статье антрополога Гейл Рубин «Обмен женщинами: заметки по поводу «политической экономики» пола» (1975) гендер определяется как «комплекс соглашений, регулирующих биологический пол как предмет общественной деятельности»3.

В США, где гендерные исследования получили статус официальной учебной и научной дисциплины, обязательной, например, для социальных работников и государственных служащих введённый, в справочных изданиях даётся следующее определение гендера: «Термин, введенный феминистами с целью выделения социального аспекта различия полов. Когда говорят о различии между существами женского и мужского пола как о различии «пола», то имеется в виду их биологическое различие. Когда говорят о гендере, то исходят их определённых социокультурных дефиниций (определений) понятий женщины и мужчины и предполагают изначально установленное различие их социального положения»1.

Американский социолог Э. Гидденс по поводу этого термина отмечает: «если пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между женщиной и мужчиной, то понятие «гендер» затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности. Разграничение пола и гендера является фундаментальным, так как многие различия между женщиной и мужчиной обуславливается причинами, не являющимися биологическими по своей природе. Если пол индивида биологически детерминирован, то род (гендер) является культурно и социально заданным. Таким образом, существуют два пола (мужской и женский) и два рода (мужественный и женственный)»2.

Это определение акцентирует внимание на социальных различиях между мужчинами и женщинами, которые нельзя игнорировать в условиях патриархального общества, где утверждается превосходство мужчины во всех сферах жизни и осуществляется дискриминация по признаку пола. В таком обществе женщина, как правило, рассматривается, прежде всего, как существо биологическое с преобладанием репродуктивных начал.

В отечественной и зарубежной исследовательской литературе могут существовать и другие подходы к определению гендера. Однако следует согласиться с тем, что основными принципами этой категории являются - реализация равенства женщин и мужчин в обществе, обеспечение равного правового статуса, ликвидация и предотвращение дискриминации женщин, улучшение их положения, проведение гендерной экспертизы нормативно-правовых актов, принимаемых органами государственной власти.

Однако гендерные экспертизы российского законодательства в современных условиях проводятся ещё только в порядке исключения под воздействием женских общественных организаций и пока не имеют достаточной методологической основы.

Предметом гендерных исследований являются существующие в данном обществе представления, стереотипы о различиях между мужчинами и женщинами, их специфических особенностях, отличительных социальных чертах. Эти представления обозначаются терминами «мускулинность» и «феминность», являются устойчивыми для данного общества в данный исторический период1.

Таким образом, гендерные исследования направлены на изучение определённых стереотипов восприятия и межличностных отношений, стереотипов формирования собственной модели поведения и оценки, конструирования идеала с точки зрения принадлежности к биологическому полу.

Гендерные исследования носят междисциплинарных характер, стереотипами на уровне отдельных индивидов занимаются, например, психология, педагогика, философия, а на уровне общества - социология, демография, экономика.

Перейти на страницу:
1 2 3 4