Статистика

Информационное обеспечение СМК

В стандартах качества серии ГОСТ Р ИСО 9000 можно найти немало указаний на важность информации в СМК. Среди основных требований к СМК в стандартах называется требование обеспечения наличия ресурсов и информации, необходимых для поддержки процессов, оставляющих СМК, и их мониторинга [5]. В стандарте [7] говорится, что «руководству необходимо обращаться с данными как с фундаментальным источником для преобразования в информацию и постоянного развития базы знаний организации, которая важна для принятия решений, основанных на фактах». Исходя из вышесказанного, напрашивается вывод о необходимости применения для информационного обеспечения СМК компьютерных систем. Основой такого применения является использование хорошо себя зарекомендовавших концепции, стратегии и технологий CALS. Основной идеей концепции CALS является повышение эффективности процессов жизненного цикла (ЖЦ) изделия за счет повышения эффективности управления информационными ресурсами. Это достигается за счет преобразования ЖЦ изделия в высокоавтоматизированный процесс, интегрированный с точки зрения информационного взаимодействия всех участников ЖЦ, т.е. построения Единого Информационного Пространства [8].

Концептуальной основой ИСО 9000-2000 является то, что организация создает, обеспечивает и улучшает качество продукции и услуг, организуя и управляя своими процессами, которые должны подвергаться анализу и постоянному улучшению. Все процессы компании образуют систему, которую надо ясно представлять при принятии любых управленческих решений. То есть главными принципами современных стандартов являются «процессный» и «системный» подход к управлению организацией.

Возможность реализации этих принципов обеспечивает применение современных технологий управления и, прежде всего, применение технологий бизнес-инжиниринга. Данные технологии опираются на построение и поддержание в актуальном состоянии электронных моделей компании, описывающих структуру и процессы функционирования предприятия. Концепция информационной поддержки менеджмента качества в бизнес-инжиниринге исходит из того, что модель управления, заложенная в стандарты ИСО 9000, может быть реализована различными программными средствами корпоративной информационной системы.

Модель системы менеджмента качества представлена на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2 - Модель СМК, заложенная в стандарты ИСО 9000:2001

Управление современным предприятием трудно представить без применения средств информационных технологий. Однако с точки зрения адекватной поддержки СМК важно то, каким из этих средств надо уделять первостепенное внимание. Для достижения заданного качества продукции и оказания услуг современные стандарты ИСО 9000 исходят из приоритетной важности решения системных или организационных задач. Следовательно, эти задачи в первую очередь и нуждаются в адекватной информационной поддержке.

Современные информационные системы организационного управления полностью реализуют принципы менеджмента качества стандартов ИСО 9000, которые фактически являются стандартами эффективной организации деятельности.

Применение для построения систем менеджмента качества современных информационных технологий позволяет компании достаточно быстро перейти к процессному управлению. Такая система включает в себя четыре основных программных модуля:

1. Систему бизнес-моделирования и организации управления.

2. Систему планирования деятельности во времени и контроля исполнения работ.

. Систему организационных коммуникаций - корпоративный информационный портал.

. Систему управления данными о персонале [8].

Еще один важный принцип менеджмента качества, нуждающийся в серьезной информационной поддержке, - «принятие решений на основе фактов». Деятельность предприятия сопряжена с накоплением больших массивов данных. Они накапливаются иногда целенаправленно, иногда сами собой, но всегда существует острая проблема превращения этих данных в информацию, позволяющую осознать факты, важные для принятия разнообразных решений.

Создание необходимой информационно-технологической среды поддержки системы качества может опираться на существующие на предприятии программные средства. Прежде всего можно ориентироваться на системы управления материальными потоками (логистика и производство), которые могут быть дополнительно настроены на отражение процессов жизненного цикла продукции и других процессов, влияющих на качество, - результаты операций по сбору, регистрации и обработке данных (то есть записи и отчеты о качестве).

Перейти на страницу:
1 2