Статистика

Бизнес-планирование как основа предпринимательской деятельности

Таких примеров можно привести очень много. Еще больше примеров, когда деньги привлекаются без всякого плана и расходуются неизвестно на что.

. Без бизнес-плана практически невозможно привлечение инвестиций.

Термин "бизнес-план" стал модным в 1991-1992 гг. Это было время "отрицательных" банковских ставок: инфляция больше, чем проценты по кредиту, поэтому отдавать нужно "пустые" деньги. В таких условиях получение кредита часто определялось личными взаимоотношениями банкира и заемщика, а не качеством бизнеса. Поэтому в ответ на предложения по разработке бизнес-плана можно было услышать: "Скажите, пожалуйста, а есть ли гарантии, что по нему дадут деньги?" Уже тогда правильный ответ звучал так: "Гарантировать можно только то, что без бизнес-плана денег не дадут". И это было сущей правдой. Чем ближе к цивилизованному рынку, тем жестче становится это правило.

Здесь могут возразить: в объявлениях некоторых банков прямо говорится, что "бизнес-план не нужен", но это лишь рекламная уловка. На самом деле - либо банки просят заполнить развернутую анкету, которая называется "кредитная заявка" (это, по сути - сокращенный вариант бизнес-плана), либо они хотят, чтобы бизнес-планом занялась "близкая" банку структура. [8, с.56]

. Бизнес-план - это стандартный документ ознакомления с предприятием и обязательное требование со стороны цивилизованного рынка.

Как и всякое явление, бизнес-планирование переживает взлеты и падения. Сейчас на Западе само собой понимается, что у фирмы должен быть бизнес-план. Например, можно обратить внимание на такие строки в средствах массовой информации: "В связи с разрастающимся финансово-экономическим кризисом фирма (далее стоит название весьма уважаемой в деловом мире фирмы) должна откорректировать свои бизнес-планы". Это говорит о том, что на Западе принято иметь тщательно продуманный бизнес-план, систематически корректируемый в соответствии с меняющимися условиями. Его отсутствие является в глазах иностранных партнеров существенным недостатком предприятия, отражающим слабость управления компанией. [3, с.78]

Бизнес-план - это элемент имиджа предприятия. Значительно убедительнее выглядит человек, который знает, как будет развиваться его фирма в течение ближайших лет, чем тот, который затрудняется ответить на этот вопрос. Зарубежные партнеры всегда попросят разрешения ознакомиться с бизнес-планом российской фирмы, основными направлениями ее развития на ближайшее время или с другими аналогичными документами. На Западе принято, что такой документ существует и с ним идет постоянная работа.

. Бизнес-план - это инструмент контроля и управления.

Итак, отметим, что бизнес-план - это стартовая точка и базис плановой и исполнительской деятельности предприятия, единый источник стратегической информации о нем. Бизнес-план прямо воздействует на все результаты работы предприятия. Таким образом, на основе вышеизложенного, по нашему мнению, бизнес-план может выполнять три функции:

· технико-экономического обоснования. Разработка бизнес-плана заставляет владельца или директора предприятия изложить свои идеи на бумаге, дать обоснование и оценку тех предположений, на которые он опирается. Он помогает определить необходимость и надлежащее размещение ресурсов, указывая владельцу на все слабые места и упущения. Наряду с этим бизнес-план призван сократить до минимума возможные непредвиденные трудности;

· инструмента управления, руководства по претворению задуманного в жизнь, сборника критериев, по которым будет дана оценка работе предприятия. При умелом использовании он дает возможность главному управляющему или владельцу компании обратить внимание на проблемы, которые могут возникнуть в будущем, и на существующие возможности до того, пока они не будут упущены;

· инструмента для обеспечения финансирования предприятия. Независимо от того, какой характер носят капиталовложения, на которые вы рассчитываете: банковские инвестиции, внутренние или иностранные капиталовложения со стороны частных лиц, государственные субсидии или фонды для финансирования предприятий с высоким риском, детально проработанный, хорошо составленный бизнес-план в любом случае необходим. [9, с.112]

В то же время необходимо различать бизнес-план и инвестиционное предложение:

. Бизнес-план обычно используется как внутренний документ компании, на основе которого определяются цели и оцениваются достигнутые компанией результаты. Бизнес-план - обычно комплексный и детальный документ, который в большей степени сконцентрирован на операционной деятельности предприятия, стратегии и маркетинге. В то же время бизнес-план, так же как и инвестиционное предложение, описывает существующую деятельность компании и то, какое положение она планирует занять в будущем. Однако, прежде всего это документ, который детально представляет, каким образом эти цели будут достигнуты. [4, с.67-68]

Перейти на страницу:
1 2 3