Статистика

Профессиональная деятельность как предмет изучения в психологии

А.Н. Леонтьев определяя макроструктуру профессиональной деятельности, выделяет следующие ее элементы: особенная деятельность, действие и операция. Данные элементы макроструктуры профессиональной деятельности имеют определенный психологический смысл, так как они выделяются не только на основе объективно-предметных условий труда, а во взаимосвязи с интимно-личностным отношением субъекта к реальным объективно-предметным условиям деятельности. Так, деятельность особенная «отвечает определенной потребности субъекта, стремиться к предмету этой потребности, угасает в результате ее удовлетворения .».

А.Н. Леонтьев анализируя деятельность использовал не разложение ее на отдельные элементы, а рассмотрел ее внутренние системные связи. В процессе формирования данных отношений происходят преобразования, возникающие в ходе развития деятельности, в ее движении, которые в свою очередь влияют на профессиональную деятельность. Таким образом отдельные «образующие» системы деятельности подвижны и изменчивы, т.е. деятельность - это процесс, характеризующийся постоянно происходящими трансформациями, то, что является целью деятельности при изменении условий, может стать ее способом, и, наоборот, способы деятельности могут стать ее целью. А.Н. Леонтьев так же доказал, что предметы способны приобретать качества побуждений, целей, орудий только в процессе человеческой деятельности.

Наибольшее количество времени и энергетических затрат индивид отдает профессиональной деятельности. Отсюда можно сделать заключение, что профессиональная деятельность является одним из наиболее важных видов деятельности, которые осуществляются человеком. Чтобы раскрыть суть профессиональной деятельности необходимо определить понятие «профессия». Термин «профессия» (profetior - от лат.) - объявляю своим делом. Энциклопедический словарь профессию определяет, как «род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования».

Е.А. Климов выделяет четыре варианта применения термина «профессия»:

область приложения сил человека;

общность людей, занятых трудом определенного рода;

квалификацию человека (субъекта труда), степень его подготовленности;

процесс реализации человеком определенных функций, деятельность.

Е.М. Иванова доказывает, что в психологии не может существовать однозначного определения понятия «профессия», т.к. профессия представляет собой довольно сложное явление, отражающее множество признаков и, следовательно, включает в себя социальную, экономическую, правовую, психологическую и физиологическую стороны.

Любой вид профессиональной деятельности включает в структуру такие компоненты как целесообразная деятельность, предмет и средства труда, при этом интегрирующим компонентом данной структуры является субъект труда, он и обеспечивает взаимодействие всех компонентов системы с учетом многообразия ее специфических признаков. Исследования профессиональной деятельности, проведенные Е.М. Ивановой, основываются на положениях системного подхода, и это позволяет представить целостную картину объекта изучения:

элементы системы описываются с учетом «места» в целом;

построение системы иерархичное, один и тот же «материал», субстрат, выступает в системном исследовании, как обладающий одновременно разными функциями и даже разными типами строения;

исследование системы неотделимо от исследования условий ее существования;

для системного исследования специфично то, что свойства целого порождаются из свойств элементов, и, наоборот, свойства элементов порождаются из характеристик целого.

Перейти на страницу:
1 2 3