Статистика

Категория и основные концепции этики бизнеса

Проблемы становления рыночного хозяйства в России и вклад в эти процессы морально-этических норм привлекает внимание отдельных отечественных исследователей. Среди них необходимо отметить работы Р. Нуреева, В. Радаева, В. Автономова, Ю. Осипова, И. Герчиковой, П. Шихирева, И. Ткаченко. Однако большинство российских авторов ориентируются скорее на прикладной аспект предпринимательской этики для интеграции ее положений в анализ частных проблем хозяйствования. Достижения зарубежных исследований не находят пока должного внимания у отечественных ученых или воспринимаются ими без критической переработки и сравнительного анализа. 70-е гг. XX в. отмечены появлением двух новых тенденций в предпринимательской этике. Первая представляла собой переход от упрощенного понимания предприятия как механизма реализации интересов собственников к учету многочисленных «заинтересованных групп».

Понятие групп интересов впервые ввел в употребление Р. Фримен. Вторая тенденция связана с изучением ценностной компоненты в управлении. Неоднородность понимания ценности: от ее сведения к созданию материальной формы стоимости до уровня морально-этических ценностей - отразилась в неоднородности теоретических работ. Стоит отметить книгу Джона Гелбрейта «Экономика и общественная цель» и публикации Альфреда Раппопорта в «Гарвардском бизнес-обзоре» под названием «Выбор стратегий, создающих акционерный капитал». В 1983 г. в Высшей школе Сент-Галлена было организовано исследовательское бюро по проблемам хозяйственной этики, на его основе в 1989 г. возник Институт хозяйственной этики (IWE-HSG) - первый подобный институт в немецком культурноязыковом пространстве.

Длительный период накопления теоретического и практического опыта в области социального измерения и этического обоснования ограничения предпринимательской деятельности обеспечил основу единого подхода к проблеме социальной ответственности предпринимателей. Им стал разработанный Интернационалом социальной ответственности (Social Accountability International - ISA) в 1998 г. стандарт социальной ответственности. Предпринимательская этика является локальной по своей сути, охватывает лишь группы участников деятельности предприятия, причем, как правило, не все. Безусловно, в отдельных случаях абсолютное число членов таких групп может быть достаточно велико (например, если предпринимательская этика направлена на упорядочение взаимоотношений с клиентами одной из ТНК), но оно изначально ограничено, если не количеством и/или персоналиями участников, то их качественными характеристиками (клиенты компании, менеджмент компании и т. п.).

Обзор исследований по предпринимательской этике показывает, что на сегодняшний день в научном сообществе есть множество научных подходов к данной проблематике. Между ними существует сложная с точки зрения теоретического содержания система взаимоотношений. Отдельные концепции дополняют друг друга, вступают в противоречие или фокусируются на смежных исследовательских темах. Однако основной контекст научной дискуссии по предпринимательской этике определяют несколько признанных авторитетов, часть из которых являются в большей степени самостоятельными исследователями, а другие возглавляют крупные научные школы или научно-исследовательские группы. Например, ведущими исследователями по проблемам экономической этики в немецкоязычном пространстве признаются Ульрих П, Козловски П., Хоман К. и Эндерле Дж. Основополагающие концепции в области предпринимательской этики сформулированы и продолжают развиваться Хоманом К, Питером У. и тандемом Штайманна Х. и Лера А. При этом наблюдается определенная схожесть взглядов Питера Ульриха и его школы с подходом Штайманна и Лера.

Перейти на страницу:
6 7 8 9 10 11 12