Статистика

Содержание этики и культуры бизнеса в системе стратегического управления компаний

Предпринимательская этика и культура основаны не только и не столько на личном примере отдельных персон, сколько на комплексе договоренностей и правил, определяющих прозрачность, доверие и ответственность. С ними же связаны и определенные способы разрешения конфликтов и достижения баланса интересов. В соответствии стремя уровнями модели «Организационный айсберг» можно выделить основные аспекты успеха предпринимательской этики и культуры на предприятии:

0Многолетний опыт в области партисипативного менеджмента позволил предприятию занять выгодную конкурентную позицию.

1Предпринимательская философия, иначе нормативная концепция предприятия, была превращена в успешную продуктовую и рыночную концепцию.

2Предпринимательская позиция и установки руководства, сотрудников и Совета предприятия образует важнейший резерв гибкости и креативной энергии предприятия.

Проанализированные модели становления предпринимательской этики и культуры позволяют рассмотреть модель «Организационный айсберг» в динамическом аспекте, определить последовательность этапов формирования предпринимательской этики и необходимые шаги по их реализации. Уровни и элементы модели «Организационный айсберг» проявляются на предприятиях в различных комбинациях. Одни предприятия находятся в начале формирования предпринимательской этики и культуры, другие пока далеки даже от осознания их роли в процессе адаптации предприятий к техническим, экономическим и социальным изменениям. Однако немало примеров предприятий, которые располагают большим практическим опытом в этой области. Уровень внимания, которое предприятия обращают на предпринимательскую этику и культуру, во многом определяется степенью близости хозяйственной ситуации, в которой действует предприятие, характеристикам постиндустриального общества.

Общие черты, обнаруженные в истории формирования предпринимательской этики и культуры предприятий разных культурных типов позволяют выработать рекомендации для предприятий. Изменения в предпринимательской этике и культуре невозможны без предварительной готовности к ним со стороны членов заинтересованных групп предприятия. Прежде чем начать реорганизацию на предприятии необходимо осознать и поставить проблему. Однако речь не идет об обязательном согласии всех заинтересованных лиц. Достаточно того, чтобы внутриорганизационный климат позволил инициировать и провести конструктивный дискуссионный процесс по основным вопросам, касающимся деятельности предприятия.

Очевидно, что речь идет о наличии индивидуальной морали, содержащей нормы сотрудничества и кооперации. Такая дискуссия (о продукции, рынках, сотрудничестве, формах работы) способна привести к формулировке предпринимательской философии как основы для высокой степени согласованности относительно целей, задач, концепции предприятия среди заинтересованных групп. Эта согласованность в дальнейшем может рассматриваться как исходная точка для развития предпринимательской этики и культуры. Признаки формирующейся предпринимательской этики и культуры, которые отражаются в новых принципах управления и руководства, должны затем отразиться в конкретных мерах организационного развития и развития персонала: групповой организации работы, кружках качества, участии в принятии решений, партнерском руководстве, участии работников в акционерном капитале и прибыли, новой организации информационных и коммуникационных процессов. Все эти и другие меры (например, экологические программы и программы качества) могут рассматриваться как элементы становления предпринимательской этики и культуры.

Проблема конвергенции российской и европейской этики бизнеса (на примере MediaMarkt, Германия)

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5