Статистика

Содержание современной российской этики бизнеса

Предварительно следует отметить, что говоря о предпринимательской этике в России, мы не видим возможности воспользоваться важным фактором - принадлежностью к той или иной «мировоззренческой группе - для анализа воздействия исторически сформировавшихся ценностей на формирование поведения на предпринимательском рынке, поскольку нашу страну трудно определить в любую из этих групп. Есть у нас что-то и от восточно-азиатских, и от американских подходов к ведению бизнеса. Но при этом есть и такие элементы поведения, которые не укладываются ни в одну из вышеперечисленных групп. Это связано не только с исторически сложившимися традициями, но и с тем периодом, в котором мы сейчас находимся, характеризующимся резкой сменой ориентиров, моральных и идеологических ценностей.

Прежде, чем рассмотреть особенности предпринимательской этики в таких странах, как Россия, определимся о чем, собственно, мы собираемся говорить.

Говоря о предпринимательской этике, мы имеем в виду нормы поведения предпринимателя, требования, предъявляемые обществом к его стилю работы, характеру общения с людьми, социальному облику. Предпринимательская этика - многогранное понятие, оно включает в себя и этику взаимоотношений с партнерами, и манеру ведения переговоров, и культуру управления персоналом, и этику ведения документации, осуществления рекламных акций, использование этических методов конкуренции и много других вопросов.

Естественно, некие неписанные законы ведения бизнеса существуют в любой стране, в том числе и в России. Правда, не всегда их можно квалифицировать как предпринимательскую этику. И не только потому, что они не всегда этичны, но и потому, что они пока что не стали общепризнанными устоявшимися нормами поведения предпринимателей, признаваемыми обществом. Цивилизованные страны, наряду с другим, отличаются от стран, которые еще таковыми не стали, наличием в обществе единого понимания, что является этичным в предпринимательстве, а что нет. Когда такое понимание существует, то нарушение «неписанных законов поведения» наблюдается не часто, а уж если наблюдается, то предприниматель, ведущий себя неэтично, как правило, осознает свою неправоту и старается не афишировать свое не укладывающееся в общепринятые рамки поведение. В таких странах, как Россия, в которой уже изрядно поломана система ведения бизнеса (построения деловых отношений), характерная для социалистического периода, и уже частично внедрена так называемая «рыночная» система взаимоотношений в сфере предпринимательства, до сих пор еще существует непонимание того, «что такое хорошо, что такое плохо» в предпринимательстве.

Что удивительно, в странах, в которых понятие «предпринимательская этика» имеет в обществе вполне однозначное понимание, предприниматели разрабатывают, утверждают и предают гласности кодексы корпоративного поведения, профессиональные этические кодексы и другие документы, закрепляющие добровольно взятые этими компаниями или их ассоциациями обязательства по основным принципиальным моментам ведения бизнеса. У нас, в России, где до сих пор в обществе не сформированы основы предпринимательской этики, никто даже не пытается не то, что принимать, но даже разрабатывать подобные документы. Принципов корпоративного управления практически не было замечено бизнес сообществом. Прошел год, а корпоративными кодексами в России обзавелись только отдельные крупные компании, что тоже прошло незамеченным в обществе. А ведь проблемы в этой сфере у нас существуют и достаточно серьезные. И дело не только в том, что отсутствие единых норм и правил поведения, воспринимаемых и принимаемых всем обществом, тормозит развитие бизнеса и экономики, порождает возникновение конфликтных ситуаций и на потребительском рынке и в предпринимательской среде, и во взаимоотношениях предпринимателей с правительственными структурами. Отсутствие цивилизованных, понятных окружающим неписанных законов поведения в бизнесе отпугивает от нас зарубежных партнеров и серьезно тормозит продвижение российских предпринимателей на мировые рынки.

Какие же основные проблемы существуют в этой сфере в России? Что на сегодня в значительной степени делает наш бизнес ущербным?

При социализме, как известно, бизнеса в его сегодняшнем понимании не было. Были предприимчивые люди, были люди, обладающие организационными и управленческими способностями, но сам стиль и методы управления были совершенно иными, чем те, которые используются в рыночных экономиках. Когда мы стремительно перешли к рынку, не создав необходимых моделей поведения и механизмов работы на рынках, именно эти предприимчивые люди и ринулись в бизнес и, пользуясь нерасторопностью государства по защите своих интересов, быстро сколотили довольно значительные капиталы. И именно они внедряли в общественное сознание, что хорошо, а что плохо. С другой стороны, воспитанная годами советская система обслуживания граждан (торговля, бытовые услуги и т.д.) перешла на рыночные отношения, сохранив свою ментальность по отношению к потребителям своих услуг и товаров. Что ж из этого всего получилось?

Перейти на страницу:
1 2