Статистика

Определение инноваций и инновационного развития

Если давать определение термину «инновации», то можно привести те толкования, которые даны в словарях или сформированы известными аналитиками. Их немало, хотя до сих пор не создана полноценная теория инноваций, разделяемая всем научным и экспертным сообществам, поэтому однозначно определение для данного термина нет. А значит, возможны разные определения этого феномена.

Для меня инновации - во-первых, внедренное новшество, обеспечивающее качественный новый уровень эффективности производства и производительности труда, во-вторых - это продукт который действительно востребован рынком, потребителем, и, самое главное, он в чем то уникален, а уникальность его может быть не только в сути, но и во второстепенных вещах, которые как раз дают этому продукту новый облик, новые рынки сбыта и, соответственно, новые возможности. 4Спектр таких инновационных продуктов очень широк: от потребительских товаров до технологий, очень удаленных от непосредственных потребностей человека.

Если говорить о том, почему эта тема стала сегодня такой популярной, то, конечно, не потому что все вдруг повсеместно стали заниматься инновациями. Это не реалистично, инновационный продукт всегда уникален, и число инновативно мыслящих людей в общей пропорции занятых в производстве также невелико. Однако этот продукт и эти люди способны внести значительный вклад в развитие экономики. Это общемировая тенденция. И она возникла не сегодня. Можно привести лишь один пример. На рубеже 1970 - 1980-х годов японцы заявили, что к 2025 году они будут не только производить товары, но, по преимуществу, разрабатывать технологии, то есть они полагали, что их страна будет генерировать основную массу инноваций в мире, другие страны будут приобретать у них инновационный продукт, а Япония на полученные деньги сможет закупать все необходимое. И эта установка была закреплена в концепции развития страны. До 2025 года, конечно, еще далеко, но время показало, что японцы ошиблись в своих прогнозах. Но, несомненно, и то, что чем больше инновационного продукта создает страна, тем лучше ее перспективы и экономические возможности.

Инновации - это всегда повышение производительности труда и увеличение добавленной стоимости. Иными словами, инновации - это не просто научный технический процесс, но и экономический успех, экономическая отдача.

Из этого положения проистекает потребность в инновационном развитии для современной России. Нам нужны экономические успехи и необходимо существенное изменение типа и структуры российской экономики.

Для современной в целом и для ее регионов в частности чрезвычайно актуальным становится выход экономики на инновационный уровень, что позволит решить целый комплекс проблем, как-то:

) переход от индустриального, сырьевого типа экономики к постиндустриальной модели «экономики знаний»;

) использование образовательного и креативного потенциала человеческих ресурсов России;

) повышение конкурентоспособности не только России в целом, но и ее регионов, в международной конкурентной борьбе за инвестиции и рынки сбыта;

) повышения уровня жизни граждан России, превращение образа жизни в более современный, насыщенный информацией, разнообразием, возможностью смены жизненных и профессиональных практик за жизненный цикл индивида;

) построение долгосрочной стратегии развития, базирующегося на инновационных приоритетах, идеи рывка в будущее, а не на сохранении стагнационного повторяющегося социального и экономического цикла.

Существуют разные варианты экономического развития и обновления, но я полагаю, что формирования инновационного сектора в экономике, который должен создаваться как часть международного и не только по принципу аутсорсинга, является предпочтительным. Ориентироваться следует на международные стандарты, нужно ставить высокие цели, не быть провинциальными. Нельзя идти инерционным путем, поскольку это означает все большее отставание от промышленно развитых стран и погружение в пучину стагнации.

Наличествует представление, как среди экспертов, так и в бизнес-кругах, что в силу высоких внутренних издержек, в том числе относительно высоких издержек на труд, конкурентоспособность российской экономики (особенно в секторе массового промышленного производства) ограничена. Издержки производства, конечно, существуют, но говорить о чрезмерно высоких издержках, скорее всего, неверно. Сейчас в России есть два типа предприятий: одни фактически идут по инерционному пути, в основном это предприятия, которые находятся в федеральной собственности, и собственники часто даже не знают, что происходит на конкретном предприятии. Другая группа предприятий - те, которые осуществляют модернизационный процесс, снизили издержки производства и в этом смысле являются вполне конкурентоспособными: при соответствующей экономической политики и правильно выбранной стратегии они могут попытаться войти на международный рынок.

Перейти на страницу:
1 2