Статистика

Информационная природа управления

Соревновательность, будучи объективным следствием совместного труда работников, выступает специфическим фактором эффективности, обусловленной общественной природой человека. Соперничество, стремление кого-то в чем-то опередить было и будет присуще человеческой натуре. И никакими экономическими реформами его не искоренить, причем интерес у соперников не обязательно должен иметь материальную направленность: важно и моральное удовлетворение. Этот процесс естественный.

Желание соревноваться является внутренним источником развития, утверждения и самосовершенствования человека. В этом смысле состязательность составляет сущность соревнования, основу его отношений. В силу их объективности все участники единого трудового процесса помимо их собственной воли и желания становятся соревнующимися. Вопрос лишь в том, как вступают в такие отношения работники и на что направлена их соревновательность. Поскольку соревнование выражает отношения между людьми в процессе кооперации труда на основе состязательности и взаимопомощи, в его основе лежат экономические отношения. Исследования этого процесса в туризме показывают, что экономические мотивы состязательности являются главными, соревнование рассматривается как экономическая категория, хотя в более широком смысле - как явление - оно не исчерпывается чисто экономическими отношениями [6, с. 320].

Анализ процессов развития соревнования в туризме показывает, что оно все еще рассматривается как внешний, добавочный элемент к системе управления. Формальное отношение к организации соревнования объясняется тем обстоятельством, что его организаторы как бы «сверху» навязывают условия труда и формы трудового соперничества, с помощью лозунгов пытаются развивать инициативу. Сложными являются взаимосвязь и взаимоотношения не только между участниками, но и между организаторами соревнования, органами управления туризмом и общественными организациями.

Коллективный характер трудовых процессов (работа на общий результат) ставит под сомнение необходимость организации индивидуального соревнования, так как из-за несовершенства критериев невозможно определить индивидуальный вклад каждого. Вместе с тем существуют бригады, в которых организация индивидуального соревнования необходима. Это касается тех объединений, где труд отдельного работника поддается измерению, оценке и стимулированию. В большей части туристских структур организация индивидуального соревнования нецелесообразна, так как на конечный результат влияет не один человек, а весь коллектив. В этих условиях индивидуальное соревнование не помогает, а мешает слаженной работе. По той же причине часто страдает и качественная сторона работы коллектива и отдельных его работников (культура обслуживания и др.). Внедрение экономического соревнования устраняет негативные явления ранее действовавшего в туризме социалистического соревнования, так как наряду с количественными применяются и качественные показатели.

Новая система управления туризмом требует комплексного подхода к организации трудового состязания. Это значит, что итоги соревнования трудовых коллективов следует подводить не по каждой из многочисленных организационных форм (инициатива, почин и т.д.), не по отдельным показателям (направлениям), а по общему конечному результату. Такой подход обусловлен тем, что полученный эффект от внедрения того или иного мероприятия (почина) установить практически невозможно.

Выводы и рекомендации

Эффективное управление различными социальными организациями и системами немыслимо без использования информации. Такая ситуация предопределяется тем, что управление в своей сущности есть подготовка, принятие и осуществление цепи последовательных решений управляющей системой на основе информации, отражающей состояние управляемого объекта и окружающей среды, а также степень исполнения (или невыполнения) принятых управленческих решений.

Под информацией обычно понимают процесс передачи сообщений между передающей и принимающей системами, что ведет к изменению разнообразия состояния последней.

Осуществление руководством планирования как функции менеджмента «Сиата» позволяет сотрудникам видеть, какую должность они могут получить, если приобретут соответствующий положительный опыт при определенных исходных условиях.

Перейти на страницу:
3 4 5 6 7 8 9