Статистика

Психология труда в России второй половины XX-начала XXI в.

Психология труда, инженерная психология и эргономика.

В условиях послевоенной гонки вооружений отечественная оборонная промышленность создавала не менее сложные, чем на Западе, образцы военной техники для авиации, военно-морского флота, артиллерии, ракетных войск, связи. Проектирование и эксплуатация военной техники в эти годы были уже невозможны без учета человеческого фактора. В 1959 г. организованы лаборатории инженерной психологии в Ленинградском (Б.Ф. Ломов, А.А. Крылов и др.) и Московском (В.П. Зинченко) университетах. До 70 % выпускников факультетов психологии в 1970-е гг. направлялось для работы на предприятиях военно-промышленного комплекса. Инженерная психология и эргономика преподавались во всех технических вузах. В настоящее время по мере преодоления экономического кризиса 1990-х гг., связанного с переходом на рыночную экономику, инженерная психология и эргономика возрождаются, ибо отечественные предприятия не смогут конкурировать на международных рынках с продукцией, не соответствующей международным эргономическим требованиям.

Основные проблемы инженерной психологии и эргономики:

учет человеческого фактора в проектировании социотехнических систем, технических средств;

проблема надежности - безаварийности, качества и своевременности выполнения намеченных функций;

охрана здоровья работников, контроль и оптимизация функциональных состояний операторов;

отбор и эффективное обучение персонала.

Инженерная психология и проективная эргономика отличались в 1980-е гг. от психологии труда опорой на достижения зарубежной экспериментальной когнитивной психологии, широким использованием количественных методов, оценок в исследовании труда операторов, в моделировании операторской деятельности, а также применением аппарата теории систем, теории информации, теории алгоритмов, теории игр.

Названия дисциплин инженерная психология и эргономика отражали разные акценты данных научных направлений: в первом случае подчеркивалась роль именно психологических знаний в проектировании и оценке технических систем, во втором - на первое место выступали идея комплексного, системного подхода, идея междисциплинарности в проектировании труда и его рационализации (Инженерная психология, 1964; 1977; Зинченко В.П., Мунипов В.М., 1979).

Общим с психологией труда в этих дисциплинах было использование концепций психологии человека - субъекта труда, положений дифференциальной психологии, учения о способностях и профпригодности, представлений о возможностях развития профессионально важных качеств, о динамике работоспособности, психологии трудовой деятельности, базовых методах и средствах ее изучения. Но в связи с тем, что объект изучения часто был засекречен, в публикациях по инженерной психологии вместо указания на конкретную должность, профессию работника употреблялся термин "человек-оператор". Эргономика, особенно в рамках ВНИИ технической эстетики и его многочисленных филиалов, имела дело не только с военными объектами, но и (даже в большей мере) с объектами гражданскими. При этом отличие от психологии труда состояло в одновременном совместном научном взаимодействии психологов с антропологами, физиологами, врачами-гигиенистами, дизайнерами.

С 1964 г. издается журнал "Техническая эстетика", в котором находят отражение эргономические исследования, с 1970 по 1990 г. опубликовано 39 выпусков Трудов ВНИИТЭ серии "Эргономика", с 1993 г. выходит журнал "Прикладная эргономика". В нашей стране был принят ряд государственных эргономических стандартов, предполагающих обязательный учет эргономических данных в проектировании техники, подготовлен прекрасно иллюстрированный учебник по эргономике как человекоориентированному проектированию труда и его средств (Мунипов В.М., Зинченко В.П., 2001; Пископпель А.А., Щедровицкий Л.П., 1996).