Статистика

Моделирование бизнес-процессов предприятия

Понимание руководителем организации технологии процесса, его стадий, циклов и характерных особенностей имеет большое значение для успешного и профессионального решения проблем в сфере менеджмента.

Заключение

Реструктуризация экономики России, обусловленная действием законов рыночных отношений, связана с кардинальными изменениями во всех отраслях, которые требуют от специалистов, участвующих в этих процессах, нового мышления и новых знаний. Проведенный анализ зарубежных и отечественных теорий управления позволяет обобщить проблематику современного менеджмента, основываясь на четырех наиболее важных фактора влияния на управление.

Во-первых, это фактор, связанный с тем, как понимается и описывается управление, каким образом оно измеряется. Машинное производство потребовало измерения производительности труда. Впервые в управлении появилась реальная система измерений, связанная с измерением трудозатрат. Управление с целью рационализации перешло на нормативную основу. Однако сразу же возникли проблемы определения мотивации труда и отношений между людьми в процессе совместной деятельности.

Школа человеческих отношений и различные мотивационные теории как раз и пытались решить эти проблемы. Далее был сделан следующий шаг - появились системный подход и системный анализ. Однако возникли новые проблемы измерения - проблемы, связанные с ситуационностью, непредсказуемостью поведения среды и, соответственно, входа и выхода. В это время развитие получили ситуационная теория, уделявшая внимание описанию отдельных ситуаций, а также теоретические основы стратегического управления, предлагавшие инструмент измерения положения организации в среде.

Второй фактор, имеющий принципиальное значение, - это то, как соединяется человек со средствами труда. Первоначально Тейлор попытался машинизировать человека. В 60-70-е и частично в 80-е годы происходит роботизация производства, т.е. человек уходит от подчинения машинами и начинает ими управлять. Возникают проблемы творчества в труде, использования человеческого потенциала, расширяется использование групповой формы организации труда. Соответственно принципиально изменяется и подход к управлению. В 80-90-е годы возникают и получают широкое распространение информационные системы. Изменения становятся еще более существенными, потому что появилась возможность «вынести» машину за пределы организации. Это значительно меняет систему взаимоотношений между людьми в коллективе.

Третьим очень важным фактором является продукт. Первыми продуктами являлись отчужденные элементы природы. Постепенно производство становилось мощнее, общество богаче, потребности развивались и изменялись. Возникла новая концепция продукта. На этой стадии выделилась и выдвинулась на первый план функция маркетинга. Как уже упоминалось, в 90-е годы одним из основных продуктов становится информация. Информационные продукты сейчас занимают все большее место на рынке, поэтому на ведущее место выдвигаются исследования и разработки.

Четвертый фактор - это культура. В 50-60-е годы возникла идея универсального менеджмента. Американский менеджмент стал восприниматься как эталон, поскольку американская экономика в эти годы давала гораздо лучшие результаты, чем европейская или японская. Потом возникла идея интегративного менеджмента, в частности, появилась «теория Z» Оучи. Затем распространилось мнение, что многие системы управления различны и имеют право на существование, так как они конкурентоспособны и тесно связаны с особенностями национальной культуры, таким образом, появилась концепция «различного менеджмента».

Система менеджмента предприятия - это целостный комплекс взаимосвязанных и регулярно выполняемых действий, позволяющий результативно управлять компанией и осуществлять долгосрочный предпринимательский успех с максимальной прибылью для конкретного бизнеса за счет обеспечения конкурентоспособности продукции и предприятия в целом. Исходя из вышеизложенного, можно рассматривать признание того факта, что менеджмент не должен стремиться к унификации в силу того, что не существует единственно правильной системы управления.

В настоящее время основными факторами конкурентоспособности российских предприятий стали следующие: обеспеченность рабочей силой, степень ее мотивации, организационные структуры и формы работы, определяющие эффективность использования персонала.

Для того чтобы лучше представить процесс управления предприятием, его можно структурировать, т.е. упорядоченно расчленить на приемы, операции (процедуры) и стадии. С усложнением решаемых проблем усложняется и сам процесс управления предприятием, при этом возможна параллельность выполнения технологических операций с одновременным увеличением или снижением значимости тех или иных стадий управленческого цикла. Другой характерной особенностью процесса управления предприятием является его цикличность - повторение заново и осуществление новых циклов.

Перейти на страницу:
1 2 3 4