Статистика

Типы кадровой политики

Существуют различные классификации кадровой политики. Рассмотрим некоторые из них. По уровню осознанности правил и норм, определяющих кадровые мероприятия выделяют такие типы кадровой политики: Пассивная кадровая политика имеет следующие особенности:

руководство организации не имеет четкой программы по работе с персоналом и вынужденно реагирует на уже возникающие кадровые проблемы (нехватка кадров, конфликты, наличие долго не закрытых вакантных должностей), сосредотачивая усилия на их устранении без глубокого анализа ситуации;

обучение персонала бессистемно и нерегулярно;

нечеткое распределение полномочий и ответственности;

кадровые решения принимаются без учета долгосрочных последствий;

подбор, отбор работников осуществляется в оперативном режиме без планирования потребности в персонале на перспективу;

оценка кандидатов и работников проводится поверхностно и формально.

Реактивная кадровая политика выражается в таких особенностях как:

руководство предприятия осуществляет контроль за симптомами негативного состояния в работе с персоналом, предпринимает попытки проанализировать их причины и следит за возникновением конфликтных ситуаций.

предметом специального внимания руководства становятся мониторинг квалифицированной рабочей силы и мотивация персонала к высокопродуктивному труду.

в программах развития предприятий кадровые программы выделяются и рассматриваются специально, выделяются средства на диагностику и адекватную экстренную помощь.

Основные трудности при использовании реактивной кадровой политики возникают перед организацией при среднесрочном планировании.

Основной чертой превентивной кадровой политики является то, что руководство фирмы имеет обоснованные прогнозы развития ситуации, однако при этом не имеет средств для влияния на наличную ситуацию. Работники кадровой службы подобных предприятий располагают как средствами диагностики персонала, так и методикой прогнозирования кадровой ситуации на среднесрочный период. Активная кадровая политика выражается в наличии у руководства организации прогноза развития и средств для воздействия на ситуацию. Кадровая служба способна разработать целевые кадровые программы, осуществить регулярный мониторинг ситуации и корректировать исполнение программ в соответствие с параметрами внешней и внутренней среды. По степени открытости организации по отношению к внешней среде выделяют:

Открытая кадровая политика характеризуется прозрачностью и открытостью организации для потенциальных сотрудников на любом структурном уровне. Данный тип кадровой политики адекватен для новых организаций, ведущих агрессивную политику завоевания рынка, ориентированных на быстрый рост и стремительный выход на передовые позиции в своей отрасли. Закрытая кадровая политика характерна для компаний, ориентированных на создание определенной корпоративной атмосферы, формирование особого духа причастности. Данный тип кадровой политики выражается в ориентации организации на включение в свой состав нового персонала только с низшего должностного уровня, а замещение вакантных должностей происходит из числа сотрудников организации.

Сравнение открытой и закрытой кадровой политики по основным процессам управления персоналом можно рассмотреть в таблице 1.

Таблица 1. Характеристика открытой и закрытой кадровой политики

№ п/п

Кадровый процесс

Тип кадровой политики

открытая

закрытая

1.

Набор персонала

Ситуация высокой конкуренции на рынке труда

Ситуация дефицита рабочей силы

2.

Адаптация персонала

Возможность быстрого включения в деятельность предприятия, внедрение свежих решений, предложенных «новичками»

Эффективная адаптация за счет института наставников, высокой сплоченности коллектива

3.

Обучение и развитие персонала

В основном проводится во внешних центрах, способствует заимствованию нового опыта и знаний

В основном проводится во внутрикорпоративных центрах или внутренними преподавателями, способствует формированию единого «поля восприятия», общих технологий, адаптировано к работе данной организации

4.

Продвижение персонала

Затруднена возможность карьерного роста, так как преобладает тенденция набора уже готового персонала со стороны

Предпочтение при назначении на вышестоящие должности отдается сотрудникам предприятия, осуществляется планирование карьеры

5.

Мотивация и стимул. персонала

Предпочтение отдается вопросам стимулирования

Предпочтение отдается вопросам мотивации (удовлетворению потребностей в стабильности, безопасности, социальном принятии)

Перейти на страницу:
1 2