Статистика

Кадровая политика как фактор конкурентоспособности

Прежде чем определиться, какие из направлений кадровой политики влияют на конкурентоспособность предприятия, примем во внимание следующее. Современная экономическая наука не дает как единой общепринятой трактовки содержания категории «конкурентоспособность», так и единого общепринятого подхода к методам ее оценки и формирования. Так, по мнению Майкла Портера, конкурентоспособность - это свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений. Основана конкурентоспособность «на повышении производительности в использовании ресурсов».

При этом является бесспорным факт, что человеческий ресурс - важнейший нематериальный актив предприятия, поскольку все иные активы пассивны по своей сути и требуют вмешательства человека для производства стоимости. Из сказанного выше следует, что одним из условий конкурентоспособности организации является эффективная политика управления человеческими ресурсами.

По мнению Мескона М., Альберта А. и Хедоури Ф. «…выраженная компетентность заключается в том, что фирма делает что-то лучше, чем ее конкуренты, т. е. сохраняет конкурентоспособность, позволяющую фирме привлекать и сохранять потребителей».

Очень близка к изложенной позиция Фатхутдинова Р. А., который отмечает, что конкурентоспособность фирмы - это способность фирмы выпускать конкурентоспособную продукцию, ее преимущества по от- ношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны и за ее пределами. При этом можно акцентировать внимание на том, что «условием обеспечения конкурентоспособности организации является обеспечение конкурентоспособности выпускаемых ею товаров и выполняемых услуг». А в качестве обеспечивающих процессов по повышению конкурентоспособности товаров можно назвать повышение качества управления, совершенствование связей с внешней средой, стратегический маркетинг, совершенствование инновационной деятельности предприятия и т.д.

В исследованиях Ивановой Е.А. приведена классификация способов повышения конкурентоспособности товаров, очень схожая с классификацией, сформулированной Фатхутдиновым Р.А. По мнению Ивановой Е.А., можно выделить четыре группы способов повышения конкурентоспособности товаров: технические, организационные, экономические и социальные.

В свою очередь, профессионализм персонала и его нацеленность на развитие можно обеспечить через качественную систему отбора сотрудников в организацию, обучение персонала, карьерное продвижение на основе заслуг, системную работу с кадровым резервом, оценку и оплату по компетенциям. Сотрудники будут мотивированы на результат, если в организации учитывается персональный вклад каждого сотрудника в работу, проводится оценка и оплата по результатам труда, применяется практика делегирования полномочий подчиненным.

Формированию приверженности персонала организации будут способствовать не только хороший социально-психологический климат и нормальные условия труда, но и во многом степень гармонизации интересов работников и работодателей. Однако с согласованием интересов двух сторон трудовых отношений в организациях обстоят дела не совсем благополучно.

Это подтверждается и данными опроса руководителей кадровых служб предприятий в сферах производства, оптовой и розничной торговли, строительства, оказания услуг численностью от полутора тысяч до 45 человек.

Исследования были проведены в октябре-ноябре 2010 г. Результаты опроса показали, что фонд оплаты труда формируется в четкой привязке к доходу и прибыли менее чем в 40 % опрошенных организаций.

Участие работников в прибыли не было указано ни одним респондентом. При этом оценка по результатам, связанная с размером вознаграждения, внедрена во всех опрашиваемых организациях. Годовые бонусы по результатам работы компании начисляются только в 13 % исследуемых организаций. Оценка по компетенциям внедрена лишь в десятой части организаций, при этом на размер вознаграждения она не влияет вообще.

Однако эффективная кадровая политика не может быть выстроена в организации без учета и согласования интересов обеих сторон трудовых отношений - работников и работодателей. И нацелена эта политика должна быть на формирование таких качеств и моделей трудового поведения персонала, как профессионализм и развитие, результативность, приверженность компании. Лишь в этой ситуации кадровая политика будет напрямую влиять на рост конкурентоспособности и экономическое благополучие организации.