Статистика

Структура и модели корпоративной культуры

Рисунок 4 - Уровни корпоративной культуры

С.П. Робинсом и М. Кубра была разработана так называемая «уровневая» модель корпоративной культуры. Исходя из предпосылок модели, корпоративная культура целостна и носит всепроникающий характер, поэтому признаки ее присутствия можно обнаружить во всех организационных процессах и проекциях. Модель демонстрирует, что слои культуры должны быть согласованы друг с другом (рисунок 5). В противном случае люди в организации чувствуют дискомфорт, а культура начинает разрушать организацию, вести к сбоям в технологии и взаимодействии с бизнес-окружением [34, с. 228].

Маркетинговая культура (отношение с внешней средой)

Технологическая культура

Культура человеческих отношений

Ценности персонала

Ценности лидеров организации

Рисунок 5 - Модель корпоративной культуры С.П. Робинса и М. Кубра

Известным специалистом в области стратегического менеджмента Г. Джонсоном была предложена модель «культурной сети» организации (рисунок 6). Недостатком модели можно назвать то, что элементы «сети» не упорядочены иерархически. Например, ритуалы и символы находятся на том же уровне, что и структуры власти или системы контроля [19, с. 248].

Рисунок 6 - «Культурная сеть» организации по Г. Джонсону

Существуют и другие подходы к выделению различных атрибутов, характеризующих и идентифицирующих организационную культуру. Интересный подход к рассмотрению параметров корпоративной культуры предлагает Ю.Д. Красовский. Он считает, что использование в российской практике распространенного в настоящее время подхода к культуре компаний, который основывается на моделях стран с развитым рынком, не является адекватным нашей действительности в связи с различием изучаемых объектов как систем. Ю.Д. Красовский предлагает использовать отечественный опыт в данной области, в частности обратиться к работе А.А. Погорадзе «Культура производства: сущность и факторы развития» (1990 г.). Структура культуры производства (то есть корпоративной культуры), по мнению этого автора, включает в себя пять элементов.

. Культура условий труда: характеристики и показатели санитарно-гигиенических, психофизиологических, социально-психологических и эстетических условий труда.

. Культура средств труда и трудового процесса: внедрение достижений науки и техники в производство, уровень автоматизации и механизации, качество оборудования и инструментов, ритмичность и планомерность работы предприятия, уровень материально-технического обеспечения, качество выпускаемой продукции.

. Культура межличностных отношений (коммуникаций): социально-психологический климат в трудовом коллективе, чувство коллективизма, взаимопомощь, наличие и разделение работниками ценностей и убеждений компании, особенности внешних коммуникаций с окружающей средой.

. Культура управления: методы и стиль руководства, гуманизм, индивидуальный подход, отношение к персоналу, профессионализм управленцев, методы мотивации и стимулирования, повышение уровня удовлетворенности трудом.

Перейти на страницу:
1 2 3