Статистика

Методология формирования и управления корпоративной культуры в организации

Корпоративная культура относится к факторам внутренней среды, но на ее формирование большое влияние оказывает внешняя среда. Это макроокружение (общество) и непосредственное окружение (рынок), схема формирования корпоративной культуры представлена на рисунке 7

Процесс формирования корпоративной культуры связан с установлением определенного типа отношений между членами организации, нахождением способов совместной работы и сосуществования. На этом этапе происходит формирование ценностей, традиций, устанавливаются нормы и правила поведения, ритуалы, системы коммуникаций, язык общения, системы мотивации, т.е. формируется конкурентное поведение работников внутри организации. Несмотря на то, что на формирование корпоративной культуры оказывают влияние факторы внешней и внутренней среды, главная роль в процессе формирования корпоративной культуры отводится руководителю [18, c. 178].

Формирование корпоративной культуры распадается на следующие четыре элемента:

. Определение миссии организации, базовых ценностей;

.Формирование стандартов поведения членов организации;

. Формирование традиций организации;

. Разработка символики

Рисунок 7 - Модель формирования корпоративной культуры

Данные элементы можно подразделить на два этапа в процессе формирования и развития корпоративной культуры.

. Проектирование. На данном этапе происходит определение целей, миссии организации, постановка задач перед корпоративной культурой, разработка фирменной символики и атрибутики, определение механизмов и инструментария формирования и развития корпоративной культуры.

. Внедрение. На данном этапе происходит собственно процесс формирования у сотрудников определенной системы ценностей, поведенческих установок, правил и норм организационного поведения. В рамках обозначенных этапов проводят мероприятия по формированию и развитию корпоративной культуры в следующих направлениях:

. Доведение до сотрудников целей деятельности организации, её миссии, поставленных задач.

. Формирование среды неформального общения, в процессе которого сотрудники обменивались своими мнениями на процессы, протекающие как внутри организации, так и вне её.

. Формирование системы консультативной помощи сотрудников.

. «Прививание любви» к корпоративной символике, атрибутике; формирование определенного вкуса в одежде.

. Информирование о событиях, происходящих внутри организации. Данное мероприятие позволяет сформировать у сотрудников чувство всеобщей причастности к делам организации.

. Информирование о истории основания и развития организации. Это позволит сотрудникам белее глубоко понять цели и задачи, стоящие перед организацией, определить место и роль её в обществе.

. Информирование о структуре организации - корпоративной структуре, «первых лицах» организации, руководителях и специалистах различных направлений деятельности. Сотруднику, больше знающему об организации, проще выполнять свои функциональные обязанности, общаться с коллегами [24, c. 254].

Управление корпоративной культурой осуществляется с помощью таких мер, как контроль за ее состоянием со стороны менеджеров; пропаганда и обучение персонала необходимым навыкам; подбор кадров, соответствующих данной культуре, и избавление от тех, кто в нее не вписывается; широкое использование символики, обрядов и ритуалов [25, c. 187].

Для поддержания корпоративной культуры в литературе предлагается система методов. Основными группами методов являются следующие.

. Объекты и предметы внимания, оценки, контроль со стороны менеджеров. Это один из наиболее сильных методов поддержания культуры в организации, так как своими повторяющимися действиями менеджер ориентирует работников на то, что важно и что от них ожидается.

. Реакция руководства на критические ситуации и организационные кризисы. В данных ситуациях менеджеры и их подчиненные раскрывают для себя организационную культуру в такой степени, в какой они себе ее и не представляли. Глубина и размах кризиса могут потребовать от организации либо усиления существующей культуры, либо введения новых ценностей и норм, меняющих ее в определенной мере.

. Моделирование ролей, обучение и тренировка. Менеджеры могут специально встраивать важные «культурные» сигналы в программы обучения и в ежедневную помощь подчиненным по работе. Постоянно концентрируя на этих моментах внимание, менеджер помогает поддерживать определенные аспекты корпоративной культуры.

Перейти на страницу:
1 2