Статистика

Виды, фазы и циклы кризиса в организации

Организационные кризисы можно классифицировать:

1) технологический - при его возникновении устаревшее оборудование и технология не позволяют выпускать качественную и конкурентоспособную продукцию, что приводит к финансовым потерям;

2) социально-управленческий - возникает в результате появления между работниками или их групп конфликтов, что ведет к принятию неэффективных решений и к потерям времени на самом производстве;

) финансовый - возникает в результате нерационального использования собственного капитала и заемных средств, неэффективного использования полученной прибыли, что влечет за собой финансовые потери;

) организационный - возникает в результате несовершенства производственной структуры управления и структуры аппарата управления в организации;

) информационный - является следствием ситуации, в которой получаемая информация не отражает изменений, происходящей на рынке, недостаточно достоверно отражает положение дел в организации, что вызывает возникновение и увеличение различных потерь;

) кризис взаимодействия между собственниками организации или с властью, что не позволяет проводить эффективную политику и в результате приносит существенные потери в организации.

В конечном итоге эти кризисы между собой достаточно тесно связаны и, как правило, отражаются на финансах организации.

Фазы возможно развития и преодоления кризисов:

I фаза. Спад (снижение показателей, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности) из-за внешних факторов рынка.

II фаза. Дальнейшее ухудшение результатов деятельности под влиянием внутренних причин в организации (без ухудшений внешних условий на рынке).

III фаза. Депрессия - приспособление организации к новым условиям хозяйствования на более низком уровне доходов (при условии принятия первоочередных антикризисных мер).

IV фаза. Восстановление финансового равновесия, оживление производства - восстановление производства и реализации продукции до предкризисного уровня.

V фаза. Рост производства, ускорения экономического развития организации, увеличение объемов продаж и реализации в краткосрочной перспективе.

VI фаза. Поддержание нового экономического уровня развития предприятия, его устойчивости в длительной перспективе, создание условий для самофинансирования.

В менеджменте знания о кризисе, его возможных проявлениях в жизнедеятельности системы - основой базис для разработки эффективной программы антикризисных мероприятий.

Один из наиболее рациональных заключается в выделении пятиэтапного цикла развития:

) экспрелентное состояние - зарождение организации, формирование ее структуры. На этом этапе требуются повышенное внимание и помощь внешних организаций в лице крупных фирм, государственных и муниципальных органов, с тем чтобы создаваемая организация не самоликвидировалась;

) патентное состояние - организационное оформление и завоевание определенного сегмента рынка, количественный рост;

) виолентное состояние - устойчивое положение на рынке, агрессивная стратегия. Фирмы-виоленты бывают в форме национального, интернационального и деструктированного виолента. Первая форма характерна для индустриальных организаций, энергично действующих в национальном масштабе. Вторая форма свойственна крупным диверсифицированным организациям с зарубежной филиализацией. Третья форма указывает на гипертрофированные габариты с низкой управляемостью организации, свидетельствующие о ее закате в качестве динамичной экономической системы и предрасположенности к качественному переходу;

) коммутантное состояние - характеризует приход организации в упадок. Происходят ее структурное и предметное упрощение, распад на малые организации, специализирующиеся на отдельных продуктах, как правило, с пониженными эксплуатационными качествами. Угасает НИОКР, Продукция не совершенствуется и не обновляется. Рынок сбыта сужается и локализуется;

Перейти на страницу:
1 2