Статистика

Организационные основы контроля, планирования и системы учета на предприятии

Инспектор по контролю должен знать: основные положения Единой государственной системы делопроизводства; организацию делопроизводства на предприятии; формы и методы контроля по исполнению поручений; структуру предприятия и его подразделений; стандарты унифицированной системы организационно-распорядительной документации; правила внутреннего трудового распорядка; основы научной организации труда; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

Планирование и бюджетирование на предприятии относятся к числу наиболее сложных и ответственных функций менеджмента. Закладываемые в плане мероприятия и бюджетные средства на их реализацию служат базой для достижения намеченных целей.

Стратегическое планирование, в процессе которого вырабатываются цели, задачи и стратегии для предприятия в целом и его сфер бизнеса, формирует рамки для оперативного планирования.

Оперативное планирование обеспечивает на базе стратегических целей выполнение соответствующих годовых (оперативных) планов, определяющих путь развития предприятия на короткий промежуток времени.

Плановые мероприятия и их количественные оценки в виде доходов и расходов предоставляют информацию для формирования бюджета.

Бюджет представляет собой план, выраженный в натуральных и денежных единицах. Бюджет - это выраженный в экономических показателях результат оперативного планирования, требующий действий и управления, часть процесса планирования, обеспечивающая формализацию планов. Бюджет служит инструментом для управления доходами, расходами и ликвидностью предприятия.

Бюджет предприятия может рассматриваться в различном качестве:

экономический прогноз;

средство координации;

средство контроля; основа для постановки задачи (например, сокращение потребления ресурсов, изучение возможностей кредитования предприятия);

средство делегирования полномочий.

Бюджет создается в результате совместных усилий контроллера, ответственного за применяемые методы и подходы к процессу бюджетирования, и менеджера подразделения с привлечением руководителей, ответственных за оперативную единицу (место возникновения издержек). Он должен быть всегда ориентирован на достижение целей предприятия и мотивацию менеджеров.

Бюджет составляется с учетом большого количества предположений и сценариев будущего развития, поэтому отклонения плана и факта следует рассматривать не в целях поиска виновного, а в качестве импульсов для управления. Различные виды бюджета создаются вследствие различия в структурах предприятий и видах деятельности. Они требуют соответственно различных форм, образа действия и предоставления результата (Таблица 1).

Таблица 1. Виды бюджетов по уровням планирования

Уровень планирования

Вид бюджета

Предприятие

План по прибылям и убыткам Лан по ресурсам План по эффективности Финансовый план План-баланс

Профит-центр

План по прибылям и убыткам План по ресурсам План по эффективности Финансовый план План-баланс План оборота

Функциональные подразделения

Бюджет на рекламу Бюджет обеспечения материалами План запасов План производства продукции

Проекты

Бюджет освоения рынка Бюджет разработки проекта Бюджет строительства

Места возникновения затрат

Бюджет на материалы Бюджет на персонал

Перейти на страницу:
1 2 3 4