Организация планирования МТО на предприятии |
Недостатки: большая потребность в складских помещениях, замедление оборачиваемости капитала. 2. Регулярные закупки мелкими партиями. В этом случае покупатель заказывает необходимое количество ресурсов, которое поставляется ему партиями в течение определенного периода. Преимущества таковы: ускоряется оборачиваемость капитала, так как товары оплачиваются по мере поступления отдельных партий; достигается экономия складских помещений; сокращаются затраты на документирование поставки, поскольку оформляется только заказ на всю поставку. Недостатки: вероятность заказа избыточного количества; необходимость оплаты всего количества, определенного в заказе. 3. Ежедневные (ежемесячные) закупки по котировочным ведомостям. Такой метод закупки широко используется там, где закупаются дешевые и быстро используемые материалы. Котировочные ведомости составляются ежедневно (ежемесячно) и включают следующие сведения: полный перечень материалов; количество ресурсов, имеющихся на складе; требуемое количество материально-технических ресурсов. Преимущества: ускорение оборачиваемости капитала; снижение затрат на складирование; своевременность поставок. 4. Получение материалов по мере необходимости. Этот метод похож на регулярную поставку, но характеризуется следующими особенностями: · Количество не устанавливается, а определяется приблизительно; · Поставщики перед выполнением каждого заказа связываются с покупателем; · Оплачивается только поставленное количество ресурсов; · По истечении срока контракта заказчик не обязан принимать и оплачивать материалы, которые еще только должны быть поставлены. Преимущества: отсутствие твердых обязательств по покупке определенного количества; ускорение оборота капитала; минимум работы по оформлению документов. 5. Закупка ресурсов немедленной сдачей. Сфера применения этого метода - покупка нечасто используемых материалов, когда невозможно получить их по мере необходимости. Ресурсы заказываются тогда, когда они требуются, и вывозятся со склада поставщиков. Недостаток этого метода - в увеличении издержек, связанных с необходимостью детального оформления документации при каждом заказе, измельченностью заказов и множеством поставщиков. Выбор потенциального поставщика - важный элемент планирования МТС. Можно выделить два основных критерия выбора поставщика: (1) стоимость приобретения продукции или услуг и (2) качество обслуживания. Стоимость приобретения включает в себя цену продукции или услуг и не имеющую денежного выражения прочую стоимость, к которой можно отнести, например, изменение имиджа организации, социальную значимость сферы деятельности фирмы, перспективы роста и развития производства и т.п. Качество обслуживания включает в себя качество продукции или услуги и надежность обслуживания. Под надежностью обслуживания понимается гарантированность обслуживания потребителя нужными ему ресурсами в течении заданного промежутка времени и вне зависимости от могущих возникнуть недопоставок, нарушений сроков доставки и т.п. Надежность можно оценить через вероятность отсутствия отказа в удовлетворении заявки потребителя. В отдельных случаях качество обслуживания, а также отдельные условия поставки не отражаются на цене приобретения. Кроме основных критериев выбора поставщика, существуют и прочие критерии, количество которых может быть достаточно велико, например, более 60. К ним относятся: Удаленность поставщика от потребителя; Сроки выполнения текущих и экстренных заказов; Наличие у поставщика резервных мощностей; Организация управления качеством продукции у поставщика; Психологический климат в трудовом коллективе поставщика; Риск забастовок у поставщика; Способность поставщика обеспечить поставку запасных частей в течении всего срока службы поставленного оборудования; Кредитоспособность и финансовое положение поставщика и прочее. |