Статистика

Базовые коммуникативные ситуации

При выделении базовых схем для практики письменной коммуникации, единицей, которую мы брали за основу, был дискурс как порядок речи-мысли и далее - основные типы дискурса (порядка). Когда мы перешли к постановке коммуникативной компетенции, базовой единицей пришлось взять коммуникативную ситуацию. Выбор достаточно понятный. Во-первых, ситуации - это вообще основной элемент в менеджерском образовании. Во-вторых, ставя коммуникативную компетенцию, мы не можем сфокусироваться, например, на позиционировании или текстопорождении, поскольку коммуникативная компетенция предполагает способность к пониманию и к участию в коммуникации как целом. Поэтому мы и остановились на ситуации (в нашем случае - коммуникативной ситуации), как единице, которая позволяет задать целостность и многофокусность.

Дальше встал вопрос о том, какие именно коммуникативные ситуации можно выделить и каков их минимальный набор. В соответствии с универсалистским подходом нужно было выделить базовые коммуникативные ситуации, решение которых является проблемой для управленца, а способность действовать в которых и составляет его коммуникативную компетенцию. Чтобы увидеть эти ситуации мы, с одной стороны, ориентировались на философию коммуникации и на те онтологические схемы, которые там разработаны (видя в онтологиях выделение принципиальных и самых общих проблем), а с другой стороны, эмпирически анализировали те коммуникативные проблемы, с которыми сталкивались в практике образования и консультирования. В итоге мы пришли к нескольким схемам, использование которых в принципе решает основные коммуникационные проблемы, и наличие которых у менеджера позволяет говорить о его коммуникативной компетентности.

Для коммуникатора эти схемы имеют статус рабочих онтологических. Самое сложное в процессе подготовки коммуникаторов - изменить взгляд на устройство мира, увидеть мир иначе, так, как он должен быть увиден коммуникатором. Если эта задача решена, то можно говорить о постановке коммуникативной компетентности, но, разумеется, не о подготовке профессионала в конкретной коммуникационной отрасли.

Понятно, что с точки зрения философии то, что пишется здесь, уже давно пройденное. Но с точки зрения образования и формирования коммуникативно компетентных управленцев, как показывает опыт работы со студентами и с управленцами-практиками, техники работы в этих коммуникативных ситуациях - дело непривычное и довольно сложное. Поэтому по отношению к используемым схемам будем говорить только о тех моментах, которые представляются наиболее проблемными и сложными в подготовке (они же - для коммуникативной компетенции - самые важные), не затрагивая философских «глубин» и широких культурных контекстов.