Статистика

Коммуникация как массовое событие

Схема эта принадлежит С.А.Сёмину, много лет проработавшему в ТАУ. Так получилось, что она нигде не была опубликована, хотя не один десяток людей пользуются ей в своей коммуникационной деятельности. По крайней мере, в ТАУ она уже несколько лет является одной из основных схем при подготовке коммуникаторов.

Если схема Мысли-коммуникации предназначена для организации коллективной коммуникации вообще, то схема Сёмина- это схема организации общественной коммуникации.

В этой схеме три основных места - обязательных для коммуникации:

§ «сцена», где исполняется событие (организованное специально или случившееся само собой; само по себе коммуникативное или нет)

§ экраны, на которых происходит изображение происходящего на сцене (при этом здесь принципиальна возможность множества экранов и, соответственно, множества несовпадающих изображений исполняемого на сцене)

§ зрители, которые могут быть либо зрителями происходящего на сцене, либо зрителями экранов, либо зрителями и сцены и экранов.

Эта схема, вбирая в себя идеи мира-театра и экранной культуры, представляет коммуникацию как организованное событие. Коммуникация приобретает измерение зрелищности, перформанса, сценарности и перепозиционирования.

Эта схема принадлежит прагматической ветви лингвистики - Дж. Остину [Остин Дж. Слово как действие. // Новое в зарубежной лингвистике: Вып.17. теория речевых актов. - М.: Прогресс, 1986. - С.23-169.]. Она принципиально меняет отношение к слову, языку и тексту. Она говорит о том, что использование языка, текста, как описания объекта (а именно такое отношение к слову является привычным, «естественным», общепринятым) в коммуникации имеет гораздо меньшее значение, чем использование слова, как действия. Освоение техники говорения, как организованного и целенаправленного действия, направленного на кого-то, а не просто как говорения о чём-то оказывается очень сложным. Потому что даже в ситуации, когда человек реально использует слово как действие, на вопрос «А что вы сделали?», он вам в большинстве случаев ответит: «Ничего. Я просто говорю». С одной стороны такой ответ будет вызван нерефлектируемостью совершённого речевого действия, а с другой тем, что говорение, как говорение об объекте является техникой «обмана» собеседника, усыпления его бдительности и под этим прикрытием совершения действий речью.

Для приобретения коммуникативной компетенции требуется освоить техники речи, которая не говорит о чём-то, когда говорит, а делает что-то, производит некоторые действия речью. А объект, о котором говорится, находится на втором плане.

Видение «слова, как действия» требует от коммуникатора уделять внимание сценарию текста и действию слова.