Статистика

Современное состояние проблемы информационного обеспечения СМК

1.1.1 Что такое качество и управление качеством

Международная организация по стандартизации (ИСО) трактует качество как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности.

До недавнего времени понятие качества продукции регламентировалось ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения». Согласно этому документу под качеством понимается совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением [1].

В настоящее время, согласно ИСО 9000-2001 «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь» качество - это степень соответствия присущих характеристик требованиям. Характеристика - отличительное свойство. Требование - потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным [2].

Под управлением качеством продукции понимают постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование [3].

Понятие качества и управление качества представлено на рисунке 1.1

Рисунок 1.1 - Понятие качества и управление качеством

Система управления качеством продукции включает следующие функции: [4]

1. Функции стратегического, тактического и оперативного управления.

2. Функции принятия решений, управляющих воздействий, анализа и учета, информационно-контрольные.

. Функции специализированные и общие для всех стадий жизненного цикла продукции.

. Функции управления по научно-техническим, производственным, экономическим и социальным факторам и условиям.

Стратегические функции включают:

1. Прогнозирование и анализ базовых показателей качества.

2. Определение направлений проектных и конструкторских работ.

. Анализ достигнутых результатов качества производства.

. Анализ информации о рекламациях.

. Анализ информации о потребительском спросе.

Система управления качеством продукции представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции. Краткая история о развитии системы управления качеством приведена в приложении 1.

.1.2 Роль системы менеджмента качества в обеспечении конкурентоспособности организации

В стандартах ИСО серии 9000 версии 1994 года существовало понятие «система качества», в новой версии 2001 оно трансформировалось в понятие «система менеджмента качества». В соответствии с международным стандартом ИСО 9000:2001 система менеджмента качества - это система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству; а система менеджмента - система для разработки политики и целей и достижения этих целей [2]. По сути, система менеджмента качества - это управление всей производственно-хозяйственной деятельностью предприятия с ориентацией на качество конечного результата; это, прежде всего, глубоко продуманные правила работы и взаимодействия работников внутри предприятия, которые документируются в необходимом объеме (в виде стандартов предприятия, методик и т.п.).

Требования к системе менеджмента качества установлены стандартом ГОСТ Р ИСО 9001-2001 "Системы менеджмента качества. Требования" [5].

ИСО серии 9000 - серия международных стандартов по обеспечению качества, в которых изложены требования к системам менеджмента качества организаций, основные положения и термины, рекомендации по улучшению деятельности организации, требования к проведению аудитов систем менеджмента качества и охраны окружающей среды.

Внедрение стандарта ИСО 9001 помогает построить эффективную клиенториентированую систему менеджмента, позволяющую удовлетворять и предвосхищать ожидания клиентов, что в свою очередь дает предприятию возможность стабильно зарабатывать деньги. Сегодня в России сотни, а в Европе - уже сотни тысяч предприятий внедрили и сертифицировали Систему менеджмента качества на базе ИСО 9001, и с каждым годом их число неуклонно растет. Немалую роль здесь играет то, что стандарты ИСО изначально были задуманы как универсальные, и поэтому они в равной степени применимы в деятельности любых организаций - начиная от маленькой ремонтной мастерской и заканчивая гигантскими международными холдингами.

Перейти на страницу:
1 2 3