Статистика

Формирование цен и товарного ассортимента. Стимулирование сбыта

Ценообразование включает различные стадии формирования цен при продвижении продукции, от предприятия-изготовителя к конечному потребителю. На начальном этапе формируется оптовая цена изготовителя, которая должна возместить затраты на производство и реализацию продукции и обеспечить требуемый уровень прибыльности, которая определяется по формуле

Цопт = С+П,

где Цопт - оптовая цена изготовителя; С - себестоимость изделия; П - прибыль на единицу изделия.

При определении отпускной цены предприятия в цену включаются НДС и другие косвенные налоги, она представлена в следующем виде:

Цотп - С + П+НДС,

где НДС - сумма налога на добавленную стоимость.

При установлении отпускной цены помимо уровня затрат и желаемого • уровня прибыли учитываются:

• качество продукции, ее конкурентоспособность;

• соотношение спроса и предложения на рынке данного

• эластичность спроса (определяются возможные объемы реализации при разных уровнях цен);

• среднеотраслевой уровень цен и уровень цен лидера в отрасли;

• цели, преследуемые предприятием при выработке ценовой политики.

При реализации продукции через оптовых посредников формируются оптовые цены закупки, включающие посреднические наценки (скидки), которые формируются

Цзак = Цотп + Нсп.сб,

где Цзак - цена закупки; Цотп -отпускная цена предприятия-изготовителя; Н сн.сб - снабженческо-сбытовая надбавка.

При реализации продукции через предприятия розничной торговли формируется розничная цена, включающая розничную торговую наценку, которая по своему экономическому содержанию и структуре аналогична снабженческо-сбытовой наценке. В любом случае наценка - это цена услуг посреднической или торговой организации. Она может устанавливаться в виде надбавки или скидки. При установлении надбавки она устанавливается в процентном отношении к цене, по которой посредник приобрел продукцию.

Помимо цен на продукцию существуют цены, устанавливаемые на услуги. Они называются тарифами (например, тарифы на грузовые перевозки, тарифы на услуги связи и т. д.). Их уровень также оказывает большое влияние на показатели деятельности производственных предприятий, поскольку стоимость данных услуг занимает значительный удельный вес в себестоимости продукции.

Цена является мощным стимулятором сбыта продукции. Применяя систему разнообразных скидок, предприятие может добиваться значительного увеличения продаж. Это могут быть: скидки за количество приобретаемых товаров; сезонные скидки, скидки для постоянных покупателей; скидки за платежи наличными.

Для поддержания сбыта продукции целесообразно проводить мероприятия по улучшению ее качества, поскольку именно качество продукции влияет на конкурентоспособность. Конкурентоспособность товара - это совокупность характеристик продукта и соответствующих ему услуг отличающее его от товаров аналогов по степени удовлетворенности потребителей, по уровню затрат на его приобретение и эксплуатацию.

Качество товара характеризуется следующими показателями:

технико-экономическими;

технология изготовления товара;

эксплуатационные характеристики;

эргономические характеристики;

эстетические показатели.

Кроме того, качество определяют: нормативные составляющие (соответствие продукции обязательным требованиям стандартов или иной нормативно-технической документации), а также патентная чистота производимой продукции. Кроме показателя качества на конкурентоспособность выпускаемой продукции оказывает огромное влияние цена продукции.

Управление сельскохозяйственным предприятием и персоналом