Статистика

Специфика личностных факторов, определяющих поведение человека в организациях

В отличие от подходов к поведению человека в процессе труда, существующих в экономической теории, социология пытается ответить на вопросы, возникающие при осмыслении проблемы человека в современном обществе, вступившем в полосу кризиса всех сфер жизнедеятельности человека и самого человека.

Социологический подход к трудовому поведению, наряду с ценностным уровнем мотивации, осмысливает и более глубокие и устойчивые предпочтения, отражающие ее практический уровень, который выражается в требованиях, предъявляемых людьми в конкретной ситуации. В наиболее простых организационных ситуациях, в обыденной жизни действуют традиционные, признанные, не раз апробированные модели поведения, которые постепенно усваиваются людьми в процессе социализации и редко становятся факторами интеллектуального или психологического напряжения в процессе выбора, а потому не являются объектами анализа или планирования.

Активность людей в организации зависит от экономических и социальных условий. В чистом виде социальные условия представлены в семье, в жилище. Но социальные условия окружают людей и на производстве. Это коллектив предприятия или фирмы, где они работают, взаимоотношения с руководством предприятия, с его владельцами, с потребителями продукции и т.д. Социальные отношения как бы пронизывают собой всю сферу экономических отношений. Специфика переходного периода современной России наиболее рельефно проявляется на микроуровне, в тех или иных актах поведения людей в сфере экономики. Принимая те или иные экономические решения, люди руководствуются своими ценностями, нормами, приоритетами, интересами и т.п.

Ценности и нормы в организации, есть основа, на которой возникают социальные ожидания ее членов. Трудовая деятельность строится таким образом, что каждый член коллектива заранее знакомится со своими ролевыми предписаниями, правовыми и технологическими требованиями, предъявляемыми к его поведению организацией. Но, кроме того, в организации вырабатывается система неофициальных требований, с одной стороны, к поведению своих членов (требования, которые могут совпадать, но и могут отличаться от ролевых предписаний), с другой - к условиям труда, быта, системы вознаграждения, которые также могут отличаться от официально установленных нормативов. Эта система неофициальных требований называется социальными ожиданиями членов организации. Она служит критерием при оценке ими всего происходящего в организации, определяет степень удовлетворенности сложившимся организационным взаимодействием.

Важное значение имеет также положение, занимаемое организацией в экономической и социальной сферах, поскольку оно формирует у ее членов определенные потребности, интересы и представления. Здесь есть и другая зависимость: социально-экономические потребности и интересы в немалой мере зависят от культурной среды, в которой складывались те или иные группы людей, от норм и ценностей того общества, в котором они жили в период первичной социализации. Стремление к удовлетворению потребностей и интересов рождает определенную деятельность и определенные линии поведения людей, групп. Реализация этих линий группами, занимающими определенные места в экономической сфере, формирует системы межгрупповых взаимодействий.