Статистика

Источники и характер воздействий на трудовое поведение

Трудовое поведение - совокупность поступков и действий, отражающих внутреннее отношение персонала организации к условиям, содержанию и результатам деятельности, выражает осознанный характер деятельности, ее зависимость от социальных качеств людей. Таким образом отмечается, необходимость в учете ряда существенных моментов, характеризующих проблемы, связанные с изменением управленческой парадигмы в современных организациях:

- организация - это либо совокупный индивид, либо совокупность индивидов (групп), преследующих свои цели, одновременно сотрудничающих и противоборствующих в их достижении;

человек и социальная общность - пластичный материал, обладающий неограниченной способностью адаптации к любым изменениям внешней среды и правилам «внутриорганизационной» игры;

- человек и общность обладают способностью быстро и адекватно оценивать изменения внешней и внутренней среды, реагировать на эти изменения, находить эффективные образцы деятельности и взаимодействия;

будущее организованных социальных систем не детерминировано прошлым, а свободно выбирается и проектируется специалистами - руководителями.

Отметим подход Д.Френча и Б.Равенна на семь основополагающих истоков руководящей силы, в разных комбинациях применяемых управленцами в целях воздействия на сотрудников (сила принуждения, власть специалиста, легитимная власть, референтная власть, сила вознаграждения, сила взаимодействия с подчиненными, информационная власть). Также существует точка зрения В.В.Радаева, выделяющего четыре формы принуждения к трудовой деятельности (внеэкономическое, экономическое, технологическое и идеологическое).

При этом очевидным остается тот факт, что побуждение к деятельности вообще связано с потребностно-мотивационной сферой. В связи с этим могут быть названы теории А.Маслоу («Теория мотивации»), В.Врума («Теория ожиданий»), Л. Выготского, Д.Мак-Клелланда, Литвина-Стрингера («Концепция организационного роста») и др. Отмечается также тесная связь мотивационного комплекса членов организации с теми социальными ролями, которые они выполняют, будучи поставленными в конкретные трудовые отношения.

Трудовое поведение в аспекте управленческого взаимодействия