Статистика

Проблемы подготовки специалистов сферы туризма в России и мире

Проведение эксперимента и создание в рамках Московского государственного университета кафедры теории и практики туризма говорит о том, что пришло время высокообразованных профильных специалистов. Предполагается выпускать топ-менеджеров, управленцев для туроператорских и турагентских компаний, руководителей фирм и подразделений, которые, как правило, и сейчас возглавляются людьми без специального профессионального образования. [3]

Примечательно, что впервые подобный стандарт разрабатывался при участии работодателей (в состав межведомственной комиссии вошло много специалистов гостиничной индустрии, представителей турфирм, туристских объединений). Однако, несмотря на проделанную работу, и он нуждается в совершенствовании (в связи с чем новый стандарт и введен в качестве эксперимента), поскольку целиком устраивает туриндустрию, в меньшей степени "гостиничников" и совсем не устраивает рестораторов" [5]. Тем не менее, если раньше туристское образование осуществлялось в рамках специализаций либо в рамках стандарта "Социально-культурный сервис и туризм", то теперь в России появился настоящий отраслевой стандарт. Это серьезный шаг на пути подготовки высокообразованных профильных специалистов, кадров, которые не нужно будет переучивать.

Кроме того, необходимо выработать единые стандарты и требования по подготовке специалистов по конкретным туристским направлениям, обеспечить процесс обучения высококвалифицированными кадрами, уделять большее значение получению практических навыков в процессе учебы (главный "минус" молодых дипломированных специалистов - недостаток практических знаний). Учебные программы необходимо несколько "приземлить", адаптируя их к потребностям потенциальных работодателей, необходимо развивать мобильность, оперативность и умение продавать абсолютно любой продукт.

Как считают исследователи, особое внимание необходимо уделить также и организации подготовки специалистов гостиничного и санаторно-курортного сектора, где не хватает квалифицированных кадров (менеджеров младшего звена, обслуживающего персонала) со специальным образованием (а чаще всего они вовсе отсутствуют).

Другая проблема заключается в том, что не во всех вузах и регионах страны ведется учет потребностей гостинично-туристского комплекса в кадрах. Ранее уже говорилось, что в нашей стране около 300 вузов (самого разного профиля), готовящих специалистов для туристской отрасли. В некоторых местах количество студентов, обучающихся по специальностям и специализациям туристского профиля, превышает все мыслимые и немыслимые пределы. Например, в 2004 году в Перми было заявлено о наборе 400 студентов на специальность "Социально-культурный сервис и туризм". Возникает вопрос, как будет решаться проблема прохождения практики и, наконец, трудоустройства выпускников [4].

Есть еще одна проблема - повышение квалификации для действующих структур туристского бизнеса. Общеизвестно, что у большинства работников отрасли нет профессионального базового образования. Конечно, каким-то азам и навыкам профессии можно выучиться и самостоятельно, на рабочем месте, но на это уйдет больше времени и сил. Такой путь вовсе не является гарантией качества. Работник туриндустрии должен быть хорошо образован и опираться не только на свой практический опыт, но и на лучший опыт мирового сообщества, проанализированный ведущими специалистами и переработанный в соответствующие образовательные технологии.

Такими программами разрешено заниматься примерно 30 российским вузам. "Переподготовка специалистов гостиничных и туристских предприятий", "Организация управления персоналом на турпредприятиях", "Подготовка и повышение квалификации менеджеров (метрдотелей) ресторанов и баров", "Подготовка и переподготовка официантов и барменов предприятий ресторанного бизнеса" и другие - этот арсенал удовлетворяет спрос всех секторов индустрии туризма [16].

С другой стороны, в условиях динамично развивающегося рынка туриндустрии создаваемые программы не способны успеть за новыми тенденциями, если в них предлагается повышать уровень знаний всего раз в три года (согласно "Положению о лицензировании туроператорской и турагентской деятельности"). Только на разработку таких программ нужно время. А работники туриндустрии нуждаются в них как минимум раз в полгода. По сути, турфирмы вынуждены своими силами заниматься повышением квалификации на месте или заказывать такие программы в вузах по мере необходимости.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7