Статистика

Перспективы развития инновационной деятельности в России

В свою очередь стоит отметить, что российские предприятия не питают особых иллюзий относительно возможности выхода на новые рынки сбыта за рубежом, учитывая последствия мирового кризиса, что выражается в минимальном рейтинге соответствующих целей среди прочих задач инновационной деятельности. Так, продвижение инновационной продукции на рынки стран СНГ планировали лишь 14% предприятий, осуществлявших инновации, на рынки стран Юго-Восточной Азии - 5,6%, Западной Европы - 4,7%, а США и Канады - только 3,1%.

Помимо уже созданных в соответствии с законом о свободных экономических зонах технико-внедренческих зон, в 24 регионах России действует более 60 технологических парков и 66 инновационно-технологических центров (ИТЦ), 86 центров трансферта технологий. Реализуется федеральная программа Минэкономразвития России по формированию региональных государственно-частных венчурных фондов.

Совокупное предложение венчурного капитала на сегодня в России с учетом действующих в России частных венчурных фондов, ориентированных на инновационную деятельность составляет порядка 43 млрд. рублей.

Деятельность венчурного капитала должна быть увязана с механизмом технологического трансферта, что, в свою очередь также должно быть увязано с созданием новых и сохранением существующих рынков наукоемкой продукции.

В этой связи в систему государственной инновационной политики, обеспечивающей развитие технологического трансферта должны войти такие элементы, как:

. Развитие производственно-технологической инфраструктуры (технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и т.п.), что включает в себя:

содействие созданию технопарков при крупных вузах и научных организациях; разработку нормативных механизмов передачи основных фондов из вузов или научных учреждений технопаркам, инновационно-технологическим центрам, бизнес-инкубаторам;

разработку нормативно-методической документации для определения статуса технопарков, бизнес-инкубаторов, использующих государственное имущество для осуществления своей деятельности, критериев для их создания и аккредитации, а также продолжительности и условий предоставления инфраструктурных услуг инновационным предприятиям;

расширение масштабов деятельности Российского фонда технологического развития по созданию звеньев региональной инновационной инфраструктуры, обеспеченных экспортоориентированной государственной поддержкой;

формирование региональных Центров трансферта технологий (патентование, поиск инвесторов, охрана прав на интеллектуальную собственность и т.п.), решение проблем бюджетного финансирования и выбора оптимальной организационно-правовой формы для самостоятельных Центров по продвижению технологий на внешний рынок;

создание инновационных компаний на базе научных центров и передовых университетских центров, что должно стать одним из основных инструментов технологического трансферта;

поддержку реализации пилотных проектов, в ходе которых отрабатываются новые механизмы организации научно-технологической деятельности (например, по созданию Центров коммерциализации научно-технических работок при крупных научных организациях).

. Создание финансовых институтов, обеспечивающих непрерывность финансирования бизнес-проектов на всех стадиях инновационного цикла, предусматривающих:

стимулирование развития венчурного финансирования, совершенствование правового регулирования деятельности венчурных фондов, венчурных бирж; существенное расширение масштабов деятельности Российской венчурной компании (государственного «Фонда фондов», капитализирующего другие венчурные фонды), ориентированного на наукоемкий экспорт;

совершенствование нормативно-правовых условий деятельности государственных фондов, поддерживающих экспортную деятельность инновационных предприятий (учреждение смешанных с участием государства структур поддержки малого инновационного бизнеса).

Кроме того, при переходе к широкому использованию инноваций в экономике особое значение приобретает совершенствование нормативно-правового и научно-методического обеспечения поддержки субъектов предпринимательства, осуществляющих инновационную деятельность, включая вопросы нормативно-правового закрепления за исполнителем научно-технических проектов, выполненных за счет средств бюджетов всех уровней, прав на результаты научной и научно-технической деятельности, включая интеллектуальную собственность. Работа в этом направлении, конечно, ведется. Одним из таких законодательных актов является закон «О науке и государственной научно-технической политике» с последующими изменениями и дополнениями.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6