Статистика

Менеджмент как фактор конкурентоспособности

Мы полагаем, что эти понятия принципиально расходятся:

1. По области применения - в отличие от понятия управление (в равной степени применимого в социальной, политической, технической и иных сферах), менеджмент это управление предприятием, как целенаправленной (ориентированной на коммерческий успех) социально-экономической системой.

2. По идеологии и компонентам - если управлением советскими, а ныне российскими предприятиями занимались в основном специалисты в области производственных технологий, то менеджмент предполагает профессиональную управленческую деятельность с использованием специальных методологий и инструментов. Традиции «советского», «производственно-хозяйственного» управления практически неприменимы в современных условиях. Они соответствуют принципиально другой модели предприятия, как закрытой системы в закрытой экономике.

Для преодоления этого «кризиса», российским предприятиям, следует, для начала, отказаться от некоторых иллюзий. Первая

заключается в том, что большинство руководителей считает, что они могут продолжать эффективно развиваться без радикального изменения системы управления. Такую «роскошь» могут себе позволить лишь организации, получившие по тем или иным причинам доступ к «специфическим» ресурсам - источникам уникального сырья (в том числе энергоносителям), источникам внешнего финансирования или всевозможным льготам, а также ставшими монополистами на своем сегменте рынка. Даже полная безалаберность в управлении такими предприятиями до поры до времени с лихвой покрывается преимуществами от использования указанных факторов.

Вторая иллюзия

заключается в том, что даже развитые организации, ориентированные на ведение бизнеса в условиях честной конкурентной борьбы, в значительной степени сосредоточены только на совершенствовании менеджмента ресурсов. При этом менеджментом организации, обычно, незаслуженно пренебрегают. Следствием этого, являются безуспешные, как правило, попытки постановки эффективного менеджмента путем внедрения зарубежных информационных систем управления ресурсами предприятия (ERP) без одновременной кардинальной перестройки всей системы управления.

Для превращения системы управления предприятием в один из мощных факторов конкурентоспособности, на наш взгляд, необходимо:

1. Осознать, что в условиях интеграции в мировую экономику и повышении конкуренции на внутреннем рынке, невозможно сохранить свои «специфические» ресурсы в длительной перспективе.

2. Исходить из того, что, как и во всем мире, существующие конкурентные стратегии сводятся, в конечном счете, либо лидерству на издержках (и, как следствие, выигрыше в ценовой конкуренции), либо к более дифференцированному удовлетворению потребностей заказчика.

Поэтому в любом случае стоит задача комплексного совершенствования, как менеджмента ресурсов, так и менеджмента организации, как показано на схеме Приложения 5. В данном случае известные конкурентные стратегии в отношении продукции, по большому счету, сводятся к реализации двух типов преимущества: либо лидерства на издержках (и, как следствие, реализация товаров по более низким ценам), либо дифференциации (и, как следствие, более качественное удовлетворение потребностей покупателя).

В первом случае решающее значение для снижения себестоимости продукции играют производственные издержки. Учет затрат на сырье, комплектующие, энергоснабжение, оптимизация складских, транспортных, распределительных и иных затрат - основа эффективного управления ресурсами. Учет, финансы, логистика представляют собой в этом случае ключевые компоненты менеджмента. Однако немаловажным фактором определяющим общую себестоимость продукции являются внутренние трансакционные издержки - затраты связанные с организацией взаимодействия подразделений в ходе выполнения бизнес-процессов. Несмотря на то, что их количественная оценка связана с определенными трудностями, пренебречь этими издержками (как, например, иногда пренебрегают трением в механизмах) при сегодняшней интенсивности и сложности структурного взаимодействия в компаниях было бы непростительной роскошью. Иными словами реализация стратегии минимизации издержек требует не только постановки менеджмента ресурсов, но и менеджмента организации.

Перейти на страницу:
1 2 3 4