Статистика

Модели процесса конфликта

менеджмент конфликт управление

Модель процесса конфликта отражает существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения и до разрешения. Основные этапы конфликта:

. Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта.

Возникновение конфликта может способствовать также неспособность осознать многочисленность и непредсказуемость социальной ситуации. В этом случае человек не умеет взвешивать возможные варианты поведения. Ему не нравиться собирать дополнительные сведения, анализировать их, вместо этого он быстро выносит свое решение, зачастую максималистское. Следует отметить, что конфликты в равной мере могут быть обусловлены как излишним конформицизмом, так и его противоположностью - негативизмом.

При излишнем конформизме наблюдается беспринципное поведение, подверженное влиянию случайных обстоятельств, когда собственное мнение, позицию, поступки стараются во что бы то ни стало приспособить к мнению и поступкам окружающих. Конформисты легко поддаются влиянию и внушению.

При негативизме люди оказывают бессмысленное упрямое сопротивление, в частности в молодом возрасте это проявляется в строптивости, направленной против взрослых.

Благоприятная почва для продуцирования конфликтов возникает также, когда общее представление человека о том, каким он должен быть (идеальный образ), не совпадает с его действительной самооценкой. Когда самооценка с самого начала завышена, вновь возникают конфликты, потому что в первую очередь этому будут сопротивляться близкие люди, затем появятся расхождения с реальными возможностями. И, наконец, особенно благоприятную почву для конфликтов создают неуверенность в принятии решений и осуществлении действий, необдуманность, рискованность в действиях, принятие решений под настроением.

. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним и т. д Дело в том, что объективно существующие противоречия не однозначно детерминируют конфликтное взаимодействие участников, которые сами «конструируют» конфликт, прописывая ситуации соответствующее значение.

Этот процесс называется осознанием конфликтной ситуации. Интерпретируя внешнюю ситуацию, как конфликтную, человек начинает вести себя по правилам конфликтного взаимодействия, трансформируя тем самым ситуацию в конфликт.

Осознание происходит на базе выявления признаков конфликта. Исследования позволили установить три основных признака конфликта, позволяющих квалифицировать ситуацию, как конфликтную:

поведенческие проявления участников (они выражаются в следующих представлениях: «борются друг с другом», «стремятся доказать свою правоту»);

противоречия между участниками (обычно описываются понятиями, как «разные цели, интересы», «несовместимые позиции», «разногласия»);

аффективное проявление участников (выражается в понятиях «переживают», «страдают»).

Развитие внутриорганизационных конфликтов происходит через противостояние индивидуальных и организационных интересов. Соотношение и направленность этих интересов в организации может быть различной. Но только осознанные интересы превращаются в источник активных социальных действий работника, а их разнонаправленность выступает основанием для возникновения конфликтной ситуации. Осознание сущности и направленности интересов может происходить в разных формах.

Перейти на страницу:
1 2 3