Статистика

Разработка программы повышения качества подготовки специалистов индустрии туризма

Как показывают новейшие исследования в современной экономической науке, туристская отрасль успешно развивается последние 30 лет. В большей степени своим успехом туризм обязан широчайшей практике использования всевозможных инноваций в своей сфере. Цифры и факты наглядно показывают, что такое развитие туризма ожидается и в ближайшем будущем. Туристская отрасль будет развиваться как линейная функция, тем не менее, те ответвления, которые время от времени происходят в этой отрасли, будут развиваться стремительно в течение нескольких десятилетий.

Туристские предприятия, курорты и туристские регионы, а также общественные и государственные организации, ответственные за развитие этой отрасли экономики должны осознавать, что все, что происходит в данной отрасли, сейчас не означает, что так будет впредь. Нельзя расслабляться. Образование и подготовка кадров для сферы туризма должны занять свое достойное место в обычной системе учебных заведений для того, чтобы удовлетворить все возрастающий спрос на растущие потребности в профессиональных кадрах именно для этой сферы экономики.

Профессионализм и чрезвычайная сегментация спроса, интенсивное применение новых технологий, соображения по защите окружающей среды и, в общем, глубоко укоренившиеся, социальные, политические и экономические потрясения во всем мире внесли определенные изменения в Фордовскую парадигму активности. Государственное регулирование и управление сферой туризма должно быть полностью пересмотрено. В этом контексте нельзя не заметить те рамки, в пределах которых туристской сфере РФ не удается удовлетворить потребности своего сектора. В то же время совершенно очевидно, что некоторые компании и организации начали создавать свои стратегии для выхода на новую волну конкуренции в самой туристской индустрии. Однако, это чрезвычайно редко происходит в сфере образования и подготовки кадров для данной сферы.

Учебные учреждения и инициативы по подготовке специалистов в них, предпринимаемые некоторыми компаниями и государственными структурами усилия, действуют скорее все еще интуитивно и инертно, чем под давлением обстоятельств и потребностей данного сектора экономики, как в прошлом, так и в наши дни. Становится все более очевидным, что будущее сферы туризма в целом будет зависеть в большей степени от человеческого фактора, чем от технологий. В мире, где знания являются, возможно, единственной подлинной ценностью производственного процесса, нам необходимо определиться не только в вопросе "сколько", и в вопросе "что", "когда" и "где", но и как это необходимо делать. Образование и подготовка специалистов в данной сфере помогут сделать этот сектор экономики более конкурентоспособным, т.е. затратно-эффективным с устойчивым развитием. Для того, чтобы этого добиться, нужно уделять максимум внимания и уважения истинным потребностям человеческого капитала, как в самой индустрии, так и в государственных структурах, что будет означать предложение качества. Для того, чтобы достичь этой цели, нужно экономично распорядиться человеческими ресурсами, т. е. эффективно.

Актуальность данной темы состоит в том, что предоставляемые услуги в сфере гостинично-туристского бизнеса сегодня крайне востребованы и требуют улучшения качества, которого можно достичь, если в гостиницах работает персонал высочайшей квалификации, который прошел подготовку в соответствии со всеми требованиями, установленными международными стандартами.

Учитывая, что в перспективе количество высококлассных отелей, а также их корпоративных сетей будет стремительно расти, требуются специалисты, имеющие профессиональное образование в туристическом бизнесе. Вот почему сейчас во всем мире разрабатывается и поддерживается структура качественного высококвалифицированного обучения специалистов в сфере гостиничного менеджмента.

Цель данной работы - разработать ряда предложений по обучению, повышающих качество работы специалистов индустрии туризма. Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:

определить проблемы в подготовке специалистов в области сервиса и туризма;

изучить государственные и общественные требования к специалисту в области сервиса и туризма;

рассмотреть имеющиеся программы для подготовки специалистов в области туризма;

оценить эффективность таких программ;

разработать предложения по совершенствованию программ обучения специалистов отрасли.

Объектом дипломной работы является сфера образовательных услуг в социально-культурном сервисе и туризме.

Предметом - процесс обучения и работы специалистов в области туризма, как в России, так и по миру.

При написании дипломной работы применялись такие научные методы как комплексный, исторический, типологический, системный и экономико-статистический.

В работе использованы публикации Артемов В. А., Архангельский С. Н., Беспалъко В., Борисова Н. В., Воскресенская Н. М., Вульфсон Б. Л., Дмитренко Г. А., В.Г. Пузиков, И. Абрамова, Н. Мизина, М. Небытова, О. Пыхова, О. Хромова,В.А. Чикер, А. Моносова, Е. Сидоренко, К. Торн, Д. Маккей, Бабушкин Г.А., Балаева А., Бородулин А., Ветров Ю., Забаева М.Н., Зорин И.В., Курская Е.Н., Лысенко Н.Н., Мазаева А., Парамонова Л., Петрова Е.В., Полознов М.Ю., Полухина А.Н., Рапопорт Е., Соколова М.В., Фокина О.А., Щербаков В., Басс А.Я., Разомолова Е.А., Баумгартен Л.В., Донскова Л.И., Пирогова О.В., Предводителева М.Д., Каурова А.Д., Гамов В.К., Старчикова Н.В., Хамова Ю.А., Хуусконен Ю.А., Барзыкин Ю., Калинина Л.Е..

Информационной базой дипломной работы являются:

бюллетени с перечнем лучших российских и зарубежных туристских Вузов;

государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования;

учебные программы ведущих туристских ВУЗов мира;

учебная литература;

публикации периодической печати;

информация Интернет;

тренинг-программа для студентов туристских ВУЗов.

Новизна исследования дипломной работы связанная с переходом на другой тип обучения - "инновационный", что требует внесения изменений в организацию образовательной деятельности: в цели, содержание, методы и технологии, формы и организации и систему управления; в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса; в систему контроля и оценки уровня образования; в систему финансирования; в учебно-методическое обеспечение; в систему воспитательной работы; в учебный план и учебные программы; в деятельность преподавателя и обучающегося. Что совпадает с целью дипломной работы и тем самым определяет ее новизну.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и двух приложений. В работе присутствует 1 таблица. Список использованной литературы состоит из 44 источников.

Характеристика требований к специалистам индустрии туризма и определение проблем их подготовки