Статистика

Развитие коммуникативной компетенции. Психотехника ведения группы

Нынешнее образование развивается во многом за счёт того, что решает вопрос об оптимизации или минимизации образовательных усилий. При использовании традиционных образовательных технологий увеличивающиеся в геометрической прогрессии объёмы знаний должны приводить к такому же росту времени, которое люди вынуждены затрачивать на образование. В конце концов, время на образование сравняется с временем трудоспособной жизни, а затем и жизни вообще. Поэтому задача технологизации образования сегодня стоит как задача минимизации. Если для Нового времени педагогические технологии состояли в том, что они переводили содержание научного предмета в учебный предмет и при этом обеспечивали массовость образования, то на сегодня образовательные технологии выполняют задачу минимизации как в отношении содержания учебных предметов, так и в отношении ко времени, которое человек должен затратить на освоение этого содержания.

Задача решается путём выделения некоторых базовых схем, освоение которых позволит учащемуся самостоятельно и оперативно ухватывать разнообразные техники и знания, понимать их, осваивать, создавать новые. И эта база должна быть минимальна. Если в некоторой области знаний и практики удаётся выделить минимальную базу, то образовательную задачу технологизации можно считать на данном этапе развития знаний решённой. Потому что потом останется только сконструировать соответствующие образовательные формы, наиболее эффективные для передачи этих базовых схем. В этом смысле содержание образования сегодня так же отличается от реальных профессиональных техник и знаний, как традиционный учебный предмет отличается от научного или реальных инженерных технологий.

Какие основания могут быть для выделения этих базовых схем? В управленческом консалтинге принято делить консультантов на универсалов (дженералистов) и специалистов. Они отличаются по методам консультирования. Консультационная деятельность универсала заключается в том, что он помогает найти основные проблемы и методы их решения. Причём само внедрение решения остаётся за консультируемыми. Специалист же находит конкретные решения для поставленных задач и помогает при внедрении этих решений. Для решения вопроса минимизации образовательных усилий можно применить универсалистский подход. То есть выделить основные проблемы в той области практики, для которой ведётся образование, и передавать эти проблемы вместе с принципами их решения учащимся, перелагая выбор (или создание) более конкретных реализационных техник на учащихся. Тем более, что на практике узкую специализацию приобретают уже вне стен учебного заведения.

Один раз мы уже проделали подобную технологизацию в образовании для практики письменной коммуникации. И этот опыт оказался удачным. [Ю.Грязнова, Г.Давыдова, В.Максимов Технология текста //Кентавр, №25]. В последние два года делается попытка выйти за эти рамки и создать образовательную технологию, позволяющую ставить общую коммуникативную компетенцию вне конкретного профессионализма. То есть ставится задача разработки образовательной технологии, ставящей коммуникативную компетенцию для управленцев в любой области, но при этом ставить так, чтобы потом на этой базе можно было развернуть и конкретную коммуникативную профессионализацию.