Статистика

Рекомендации по совершенствованию процедуры аттестации кадров

В муниципальном акте, содержащем положения об аттестации руководителей образовательных учреждений должны быть указаны организации, руководители которых проходят аттестацию и правовые основания установления для них аттестации. Такими основаниями являются либо Федеральный закон, Закон РФ и Положение, утвержденное Приказом Министерства образования для руководителей учреждений образования, законы, акты СССР, подзаконные акты для некоторых иных вышеуказанных категорий, либо муниципальный правовой акт (например, устав МО и указанное выше положение), устанавливающий обязательность для руководителя аттестации.

Кроме того, указываются руководители, которые не подлежат аттестации. Данные категории определяются муниципальным образованием самостоятельно, однако надо учитывать, что с юридической точки зрения неправомерным может быть признано проведение аттестации руководителей организаций, занимающих должность менее 1-го года (при отсутствии опыта выводы об их профессиональной пригодности могут быть признаны судом необъективными); беременных женщин (даже если будет установлено несоответствие, они не могут быть уволены, исходя из запрета, установленного ст. 261 Трудового кодекса РФ); руководители организаций, находившиеся в отпуске по уходу за ребенком менее года назад до проведения аттестации.

В МПА об аттестации руководителей должна быть определена конкретная периодичность ее проведения. Для отдельных категорий руководителей периодичность устанавливается законодательством (педагогические работники и руководители). Для остальных руководителей периодичность должна быть указана в МПА, причем в отношении разных категорий может быть различной.

При установлении периодичности проведения аттестации необходимо определить дату начала течения этого срока - с момента издания МПА о назначении и начале проведения аттестации, или с даты принятия решения об итогах аттестации, либо с иной даты, определенной в правовом акте уполномоченного органа о назначении аттестации.

Необходимо определить срок, который отводится на проведение аттестации до установления итогов (от начала). Этот срок устанавливается в каждом МО самостоятельно, исходя из численности руководителей, подлежащих аттестации, состава аттестационной комиссии, используемых критериев и методов оценки и др. Сроки проведения аттестации могут определяться МПА о назначении аттестации, но только в том случае, если это определено муниципальным нормативным правовым актом об аттестации.

Основания и особенности проведения досрочной аттестации, как это указывалось выше, также должны быть указаны в положении.

Необходимо предусмотреть доведение до руководителя в определенный срок до начала аттестации информации о сроках проведения аттестации, графика аттестации, обязательность ознакомления аттестуемого руководителя с представленными на него отзывами, иными документами (их виды тоже надо указать в положении), а также ответственных за доведение этой информации до аттестуемого. Обязательно ознакомление работника и с итоговыми документами по аттестации. При проведении тестирования желательно предусмотреть, что тестовые вопросы доводятся до сведения аттестуемого заранее (указать точный срок).

О целях аттестации было сказано выше. Здесь необходимо еще раз подчеркнуть, что цели аттестации исключительным образом влияют на методы ее проведения и полученные результаты.

Используемые критерии и методы должны быть в обязательном порядке урегулированы нормативным правовым актом заранее, до проведения аттестации. Однако ввиду их разнообразия и специфичности установить единые критерии и методы для всех категорий руководителей не представляется возможным. В положении об аттестации необходимо лишь дать указания на порядок выбора методов и критериев и установить полномочия по выбору методов и критериев. Кроме того, следует указать на принятие методических указаний (или инструкции) по использованию критериев и методов оценки, виду актов, которым методические указания утверждаются, сроков утверждения используемых при проведении конкретной аттестации критериев и методов и доведения их до аттестуемых, порядку определения результатов аттестации на основании выбранных критериев.

Перейти на страницу:
1 2 3 4