Статистика

Рекомендации по совершенствованию процедуры аттестации кадров

В положении об аттестации необходимо предусмотреть конкретные критерии по каждому показателю, применяемому для оценки квалификации и профессиональной компетентности руководителей. Это нужно для того, чтобы аттестационные комиссии имели возможность дать объективную оценку деятельности руководителя.

Подготовка аттестации. Проведению аттестации предшествуют подготовительные работы:

· разработка критериев, выбор методов, показателей оценки по категориям руководителей;

· при необходимости составление профессиограммы, стандартов деятельности;

· определение состава аттестационной комиссии, приглашение экспертов;

· разработка графика работы аттестационной комиссии;

· уведомление участвующих в аттестации структур органов местного самоуправления;

· подготовка документов для аттестации;

· подготовка правового акта о назначении аттестации и др.

В МПА необходимо указать ответственных за проведение подготовительной работы, ее сроки, требования к документации и итогам подготовительной работы.

В МПА должен быть определен способ формирования аттестационной комиссии, ответственные за принятие решений о формировании и сроки, кто включается в ее состав. Необходимо подробно определить порядок работы аттестационной комиссии, в том числе порядок проведения заседаний комиссии; правомочность заседания; правила принятия комиссией решений и их оформление; правила подготовки комиссией рекомендаций и т.д.

При аттестационных комиссиях могут быть образованы экспертные группы. В положении надо определить случаи и цели их создания, статус, сроки, порядок участия в работе аттестационных комиссий.

При решении вопроса об увольнении руководителя в состав аттестационной комиссии требуется включить представителя профсоюзной организации. Положением необходимо урегулировать порядок и сроки согласования кандидатур, порядок учета мнения профсоюзной организации и пр.

Включение представителя профсоюза в аттестационную комиссию обязательно только в том случае, если целью аттестации является лишь проверка соответствия занимаемой должности и по ее итогам возможно увольнение руководителя. Если у аттестации другие цели и ее итоги не предусматривают возможности увольнения, то включение члена профсоюза в состав аттестационной комиссии не обязательно (например, если аттестация проводится с целью стимулирования деятельности, контроля, для повышения категорий по оплате труда и т.д.). Если формируется одна комиссия, а руководители участвуют в разных профсоюзных организациях, то необходимо включать в аттестационную комиссию представителей всех тех профсоюзов, в отношении которых может встать вопрос о несоответствии занимаемой должности.

Необходимо обратить внимание на то, что в отношении руководителей образовательных учреждений аттестация проводится аттестационными комиссиями:

главной, создаваемой органом управления образованием субъекта РФ, - для аттестации руководящих работников на высшую квалификационную категорию;

муниципальной, создаваемой соответствующим местным (муниципальным) органом управления образованием, - для аттестации руководящих работников муниципальных образовательных учреждений на первую квалификационную категорию.

В отношении итогов аттестации в МПА должны быть указаны виды оценок. Общепринятыми оценками работников по итогам аттестации являются оценки "соответствует занимаемой должности" и "не соответствует занимаемой должности". Может быть предусмотрена оценка "условно соответствует занимаемой должности" или "соответствует занимаемой должности при условии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии". Эта промежуточная оценка позволяет принять меры по улучшению работы руководителя или его профессиональной подготовке.

Оформление итогов аттестации руководителей организаций имеет свои особенности, связанные с возможной разной ведомственной подчиненностью руководителей. В таком случае по разным руководителям решения будут приниматься разными должностными лицами местного самоуправления. Для таких случаев необходимо итоги аттестации оформлять различными документами для разных представителей нанимателя. В любом случае на основе решения аттестационной комиссии готовится отчет о проведенной аттестации, в котором указываются ее итоги: сколько руководителей соответствует занимаемым должностям, сколько не соответствует. Далее готовятся конкретные предложения по работникам. На основе этих документов уполномоченный орган местного самоуправления (должностное лицо) издает правовой акт о мероприятиях по итогам аттестации. Это могут быть решения о присвоении категории; о повышении окладов, установлении надбавок; об изменении или отмене надбавок; о поощрении руководителей; о рассмотрении вопроса о переводе или об увольнении руководителей, не соответствующих занимаемой должности. Далее на основании этого документа готовятся индивидуальные акты по каждому пункту: о переводах, о поощрении и т.д.

Перейти на страницу:
1 2 3 4