Статистика

Общее представление о европейской системе ценностей предпринимательства

Таблица 1

Праксиологические уровни экономической и предпринимательской этики MediaMarkt

Личности

Системы

Организации

Этика добродетели

Институциональная этика

Мотивы

Ценности

Неформальные порядки

Формальные порядки

Извлечение прибыли Эгоизм Альтруизм Максмиизация выгоды и т.д

Справедливость Порядочность Доверие Честность и т.д

Культура Нормы Стандарты и т.д

Религия Верования Убеждения и т.д

Государство Конституция Законы Экономический уклад Конкурентный порядок и т.д

Предриятие Конституция Организация Поведенческие стандарты и т.д

Экономические союзы Договора Стандарты

Критерии:уважение/неуважение Критерии:стимул/антистимул

Приведенная схема ценностей MediaMarkt выделяет различные праксиологические (деятельностные) уровни экономической и предпринимательской этики. При этом принципиальным является различение между индивидуальной этикой добродетели и ордо-этикой (“этикой порядка”), действующей в рамках систем или организаций.

На уровне индивидуальных добродетелей экономическим действиям (поступкам) приписываются определенные мотивы, цели и интересы. Нет сомнений, что индивидуальные добродетели в экономике необходимы, а порою, они даже играют решающую роль. И все же, по моему мнению, отправную точку для концепции предпринимательской этики надо искать не здесь. Почему? На этот вопрос есть два ответа.

Во-первых, в современных экономических системах и предпринимательских структурах, которые отличаются большой комплексностью, высокой дифференцированностью в разделении труда, никто не в состоянии предусмотреть все последствия собственного поступка; при этом в то же время каждое действующее лицо зависит от поступков множества других действующих лиц. Добрая воля отдельного человека, не желающего участвовать в том или ином неблаговидном деянии (например, во взяточничестве), подвергается эксплуатации до тех пор, пока хотя бы один-единственный из его конкурентов не проявляет в данном отношении точно такой же моральной щепетильности.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7 8