Статистика

Общее представление о европейской системе ценностей предпринимательства

Рынок также представляет собою функциональный механизм, структурирующий экономическое поведение. Чисто теоретически - т.е. в условиях абсолютной конкуренции и абсолютно заданного рамочного порядка - этот механизм следует считать аморальным, ибо как это было только что показано на примере экологии, все моральные требования к экономическим актерам заранее кодифицированы рамочными условиями и валидируются ценами. Впрочем, за последнее время стало все очевиднее, что любая экономическая деятельность происходит во все менее стабильных условиях и недостаточно четко кодифицируется рамочными правилами. Неопределенность растет, соответственно увеличивается простор для действий экономических актеров, что вызывает интерес к проблемам их морали.

Наконец, предпринимательская структура (концерн, фирма) является организацией, которой приходится справляться с вышеупомянутой сложностью и неопределенностью рынка. Внутреннее устройство организации и ее внутренние правила влияют на поведение ее членов. Ниже будет показано, что новые моральные проблемы, возникающие перед предпринимательскими структурами, возрастают в той мере, в какой на государственном уровне не удается установить определенных правил, а главное - добиться их реального исполнения, что лишает рыночный механизм его координирующей способности. Эта проблема также заслуживает серьезного внимания в рамках дискуссии об экономической этике.

В каких же областях практической деятельности встают, по мнению предпринимателей и менеджеров, проблемы этического характера, требующие своего разрешения уже сейчас и способные приобрести в будущем еще более важное значение?

В связи с этим небходимо представить себе предпринимательскую структуру (концерн, фирму) как систему кооперационных связей. При этом различаются “внутри-организационные” (Intra-Team), “меж-организационные” (Inter-Team) и “вне-организационные” (Extra-Team) кооперационные связи (см. Таблицу 2).

Таблица 2 Схема связей организации MediaMarkt

Производство

Внутри-организационные связи Предрп./рынок

Меж-организационные связи Рынок/предпр.

Вне-организационные связи Коммуна/мир

Производство (безопасность,окр.среда,СМИ) Продукт (безопасность,информация) Капитал (информация, контроль) Персонал (компетентность,диверсификация,контроль, темпорализация)

Сети (доверие,честность) Стратегические альянсы. Совместные предприятия Лицензионные договора

Легитимация морально щепетильных продуктов (сигареты,алкоголь, оружие) Легитимация морально щепетильных технологий (риск,экология,детский труд)

Снабжение/сбыт

Сети Стратегические альянсы Совместные предприятия Франчайзинг Лицензионные договора

Ориентация на сотрудников Ориентация на клиента (качество, сервис, гарантии) Ориентация на партнера (Just in time) Конкуренция (коррупция, честность)

Легитимация морально щепетильных трансакций ( права человека и развивающихся стран, экология) Легитимация морально щепетильных решений по дислокации (регионализация, глобализация )

В двух первых случаях речь идет о связях, имеющих рыночный характер. “Внутри-организационные связи” подразумевают кооперационные связи внутри предприни-мательской структуры, “меж-организационные” связи - кооперационные связи между предпринимательскими структурами. Что же касается “вне-организационных” кооперационных связей, то они подразумевают все внерыночные взаимоотношения предпринимательской структуры с обществом.

Кооперационные задачи фирмы реализуются на двух ступенях, а именно как задачи производственного характера, с одной стороны, и задачи снабженческо-сбытового характера, с другой.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10