Статистика

Общее представление о европейской системе ценностей предпринимательства

Опыт MediaMarkt показывает, что экономические последствия от обращения к морали могут быть положительными лишь в том случае, если провозглашенные моральные обязательства являются действительно искренними, а выполнение их самоцельно. С этикой дело обстоит отчасти так же, как с эстетикой. Допустим, некая фирма вкладывает часть своих средств в поддержку искусства. Возможно, поклонники чистого искусства скажут, что фирма заботится вовсе не об искусстве, а “только” о выгодном вложении капитала. Но дело то в том, что подобное капиталовложение будет прибыльным лишь тогда, когда оно оправдано с точки зрения эстетических критериев и подкреплено соответствующим профессионализмом.

Поэтому взаимоотношение между экономическим успехом и моралью можно сформулировать следующим образом. У экономики есть моральные предпосылки, а у морали - экономические последствия. Но существуют также экономические предпосылки морали и моральные последствия экономики.

Необходимо отчетливо сознавать, что предпринимательская этика является в сущности “пара-этикой”, и этим она похожа на биоэтику, медицинскую этику или экологическую этику и т.д. Она носит прикладной, а не общетеоретический характер. Предпринимательская этика изначально нацелена на решение вполне практических проблем, а не на обоснование неких нравственных универсалий. Скорее предпринимательская этика исходит из существования уже наличествующих и признаваемых нравственных ценностей.

На этом уровне искусство предпринимательского менеджмента состоит в том, чтобы выявить в каждом конкретном случае релевантные и взаимосвязанные ограничения, а затем принять оптимальное решение применительно к специфике данного случая. Если бы при этом для менеджера не имелось своего рода "разгрузочной" опоры в виде ордо-этических нормативов, установленных правомочными институтами и организациями, то есть если бы каждому принимающему решения менеджеру или предпринимателю пришлось исходить только из этики добродетели, то мораль стала бы для него непосильной ношей. Ибо обязанности должны каким-то образом согласовываться с возможностями.

Переходим к “вне-организационным” кооперационным связям, которые, по моему мнению, подчинены иной предпринимательской логике, нежели “внутри-организационные” и “меж-организационные” связи.

Легитимность отдельной фирмы или всей рыночной экономики оценивается - особенно в Западной Европе - в зависимости от их способности создать достаточное количество рабочих мест и обеспечить стабильные источники доходов. Если это невозможно, то тогда ожидаются хотя бы меры, гарантирующие достаточно высокий уровень социального обеспечения. Но мировая экономика стала реальностью, и она постепенно, все более стремительным темпом, изменяет основы прежней моральной легитимации. Не случайно все здание “социального партнерства” трещит сегодня по швам. Возникающий моральный вакуум чреват серьезными и далеко идущими последствиями как на уровне отдельного предприятия, так и на уровне всей европейской экономики.

Хотят они того или нет, но всем предпринимательским структурам и сегодня, и завтра придется делать значительные инвестиции в моральную компетентность, в моральную легитимацию предпринимательства. Все менее приходится надеяться на то, что предпринимательские структуры получат от общества столь необходимый экономический ресурс, как мораль (будь то мораль клиентов, партнеров или сотрудников), в готовом виде и практически бесплатно, что эта задача будет по-прежнему возложена лишь на семью, школу, церковь и государство. Против этого свидетельствует и падающий авторитет названных институтов, и уже упоминавшаяся выше глобализация.

Сейчас происходят тектонические сдвиги во всей системе управления нашим обществом. Центр тяжести смещается в сторону предпринимательских структур. Речь идет не только о культурном спонсорстве или о попытках увязать производственный процесс на предприятии с жизненно-смысловыми ценностями.

Все большее количество задач, прежде относившихся к сфере национально-государственной политики или к сфере компетенции всего общества, ныне рассматриваются на предмет целесообразности их передачи на уровень предприятия или политического региона. Предприятие (концерн, фирма) все чаще оказывается в центре подобных соображений, поскольку объединяет в себе элементы и внешней политики, и политики помощи развивающимся странам, и миротворческой политики, и финансовой политики, и образовательной политики и т.д.

Перейти на страницу:
3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13