Статистика

Возможности взаимодействия российских и европейских этических норм в предпринимательской культуре

Это требует от конкретной предпринимательской структуры или предпринимателя политико-правовой ангажированности, а также готовности следовать новым установленным правилам.

Базовая концепция экономической этики исходит из того, что свод правил устанавливается государством.

Предпринимательские структуры могут и должны в этом участвовать. Они должны требовать установления необходимых правил, если таковые отсутствуют. Они должны добиваться от государства действенной защиты частной собственности, развития частной собственности, создания и упрочения независимого правосудия. Требование о постепенной приватизации крупных государственных предприятий стоит на повестке дня не только в России. В Германии также идет приватизация почты, железных дорог, государственных предприятий в социальной сфере.

Предпринимательские структуры могут договариваться между собой об установлении определенных добровольно принимаемых на себя коллективных обязательств и без участия государства. В этом случае речь идет о так называемых отраслевых соглашениях. Договоренности о введении подобных отраслевых соглашений имеет два преимущества по сравнению государственной “политикой порядка”. В данной случае устанавливаемые правила оказываются более предметными и лучше ориентированными на существующие реалии, а, кроме того, они внедряются гораздо быстрее, нежели это делается посредством неповоротливых процессов государственного законодательства. Недостатком отраслевых соглашений является то, что здесь зачастую возникает проблема арбитра, способного применить необходимые санкции.

Важно иметь в виду, что предприниматели, участвующие вместе с государством или без него в создании системы накладываемых на всех коллективных обязательств, хотят и дальше зарабатывать деньги. Они инвестируют средства в установление правил, в создание определенных условий экономического поведения, поскольку рассчитывают с улучшением этих условий на долгосрочную перспективу зарабатывать еще больше. Мораль не требует изменения поведенческих мотивов.

. Конкурентная стратегия

Моральное поведение способно обеспечить предпринимателю и конкурентное преимущество. В данном случае можно говорить о конкурентной стратегии.

Предпринимательская структура может обеспечить себе определенное преимущество в соперничестве со своими конкурентами, взяв на себя повышенные моральные обязательства и широко проинформировав об этом окружающих. Девиз подобного поведения гласит: Твори добро и не молчи об этом!

В отличие от политико-правовой стратегии речь здесь идет о принятии на себя индивидуальных обязательств. Поведенческий мотив опять-таки не изменяется. Целью предпринимателя остается извлечение прибыли. Изменяется лишь временной горизонт: прибыль калькулируется в долгосрочной, а не в краткосрочной перспективе.

Есть множество случаев, когда предпринимательская структура обеспечивает себе преимущества, выгодные позиции на рынке именно благодаря принятию на себя моральных обязательств. В современной экономике существует сфера, в которой существенную роль играет рыночная репутация. Вот несколько примеров:

а) Предприятия, имеющие хороший трудовой климат, получают конкурентное преимущество на рынке труда. Динамичные, инновативные работники отдают предпочтение предприятиям, которые платят хорошую зарплату, а, кроме того, создают условия для повышения квалификации, для самореализации, для участия в решении производственных вопросов и т.д. Хороший трудовой климат повышает также производительность труда, снижает заболеваемость и проч.

б) Предприятиям, имеющим четкую ценностную программу, отдает предпочтение и государственный заказчик.

в) Предприятиям, имеющим четкий ценностный профиль (запрет на детский труд, дискриминация женщин и т.п.) отдают предпочтение и потребители. В качестве одного из самых известных примеров можно назвать фирму “Леви”, выпускающую джинсы. Корректное экономическое поведение зачастую оправдывает себя привлекательным имиджем, популярностью торговой марки.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7