Статистика

Возможности взаимодействия российских и европейских этических норм в предпринимательской культуре

Диалог здесь должен вестись отнюдь не исключительно для того, чтобы преодолеть культурные различия. Диалог должен вестись вокруг решения о том, каким путем пойдет Россия, избавившись от коммунистических структур. Стабильность политических, общественных и экономических структур зависит о предсказуемости политических решений, от сознания собственных прав на участие в процессе принятия политических решений и от превалирующих убеждений. Это должно стать как внутренним общественным достоянием, так и ясно заявлено во вне.

Переходим ко второму аспекту.

. Солидарность как принцип социального обеспечения

октября 1997 года в своей речи по случаю вручения Премии мира Союза немецкой книжной торговли курдский писатель Яшар Кемаль сказал: “Бедность - это позор человечества.” (Kemal 1997, S. 1204) Он произнес эти слова в Германии, где за последнее время явственной становится определенная эрозия идей солидарности. Рост безработицы, увеличение нагрузки на социальное обеспечение, уклонение многих предпринимательских структур от налогов приводят и в Германии к наметившемуся дисбалансу в социальной сфере. На это же обращают внимание Ханс-Петер Мартин и Харальд Шуманн в своей недавно вышедшей книге “Ловушка глобализации” (Hans-Peter Martin, Harald Schumann “Globalisierungsfalle”), говоря о грядущем обществе, в котором лишь 20% населения будет иметь работу и заработок, а 80% будет обречено на долговременную безработицу без надежды на трудоустройство и надежных источников дохода (см. Martin/ Schumann 1996, S.12). Впрочем, проблема бедности в Германии остается сравнительно маргинальной на фоне общемирового положения дел.

Причиной этого служит система социального страхования, которая восходит своими основаниями еще к прошлому веку и по существу зиждется на идее так называемого договора между поколениями. Иными словами, то, что раньше осуществлялось в рамках семьи, а именно - забота молодого поколения о стариках, позднее обрело правовую базу социального страхования. Текущие выплаты работополучателей в фонды социального страхования стали основой пенсионного обеспечения для пенсионеров. В настоящее время социальное страхование в ФРГ насчитывает пять видов индивидуального страхования от различных рисков. Кроме того существуют системы государственного социального обеспечения, а также довольно плотная сеть частных учреждений и организаций социальной помощи. Все они базируются на представлении о том, что те или иные жизненные риски могут затронуть любого, поэтому создание и поддержание солидарностного сообщества идет на благо каждого человека. В этом смысле солидарность опирается не на альтруистическую мотивацию, а на политическое осознание всеобщего регулятора, которые накладывал бы определенные обязательства на каждого, однако в критическом случае и гарантировал бы каждому необходимую помощь. Таким образом возникла основанная на взаимности и находящаяся под государственным контролем, но самостоятельная система, благодаря которой в ФРГ до сих пор удавалось сохранять социальную стабильность и противодействовать тенденциям значительного роста бедности. Дополнительной опорой для этой системы служили перераспределительные механизмы в виде прогрессивного налогообложения доходов, в виде социальных трансфертных выплат нуждающимся семьям (например, детские пособия) и т.д. Сколь долго сохранит эта система свою прочность, зависит от солидарности как базовой ценности данного общества.

Кое-кому может показаться странным, что я заговорил о системе социального страхования как об одной из культурных предпосылок экономической этики. Но, возможно, ход моих мыслей станет яснее, если иметь в виду то молчаливое согласие, которое лежит в основе этой солидарностной системой и которое вообще делает эту солидарностную общность возможной. Как уже подчеркивалось вначале, любой общественный институт зависит от общественной поддержки. Она же, эта поддержка, является выразителем нашего самосознания. То, что кажется нам само собой разумеющимся, становится больше рельефным, если сравнить наши установки, на которых базируется солидарность, с установками, характерными для иных культурных регионов. Например, сомалийская поговорка гласит: ”Я и Сомалия против всего остального мира. Я и мой клан против остальной Сомалии. Я и моя семья против клана. Я и мой брат против моей семьи. Я против моего брата.” (Wuketis 1997, S.1099) Вряд ли эта пословица отражает установку, способную породить чувство солидарности, на основе которой может возникнуть система социального обеспечения.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7 8 9