Статистика

Виды инвестиций предприятия

Железнодорожный транспорт РФ

Железнодорожный транспорт является основой транспортного комплекса РФ. Характерными для железнодорожного транспорта общего пользования являются перевозки массовых грузов на дальние и средние расстояния при высокой концентрации грузопотоков. В транспортной системе России железнодорожный транспорт занимает ведущее место, обеспечивая более 92% общего грузооборота всех видов транспорта общего пользования (без учета трубопроводного) и более 35% пассажирооборота. Особая роль железных дорог в транспортной системе определяется большими расстояниями перевозок, отсутствием коммуникаций других видов транспорта в широтном направлении в регионах Сибири и Дальнего Востока, удаленностью мест производства основных сырьевых ресурсов, в том числе предназначенных для экспорта, от пунктов их потребления и морских портов. Железнодорожная сеть связана с другими видами транспорта, принимая или передавая им грузы: морскому и речному транспорту - в портах; трубопроводному - при помощи наливных устройств; автомобильному - либо в пунктах погрузки/выгрузки, либо на железнодорожных станциях для перевозки грузов на небольшие расстояния от склада отправителя или до склада получателя. Протяженность российской сети железных дорог общего пользования составляет 85,5 тыс. км, из них электрифицировано 42,3 тыс. км. Доля электрифицированных линий на начало 2004 г. в России составила около 49,5%, при этом на них приходится более 82% железнодорожного грузооборота. Кроме того, еще 53,3 тыс. км железных дорог входят в систему промышленного транспорта и принадлежат примерно 12 тыс. собственников. Практически 100 % дорог общего пользования находятся на балансе ОАО "Российские железные дороги", что делает эту компанию системообразующим предприятием железнодорожного транспорта РФ. За последние четыре года объем железнодорожных перевозок в России существенно увеличился, и в ближайшей перспективе эта тенденция сохранится. В 2004 г. рост грузооборота составил свыше 8%, пассажирооборота - более 4%. По оценкам, показатели грузооборота и пассажирооборота на железных дорогах России к 2010 г. увеличатся относительно 2004 г. на 39% и 12% соответственно, достигнув 2 500 млрд. ткм. и 184 млрд. пкм Основные преимущества железнодорожного транспорта - возможность осуществлять массовые перевозки широкой номенклатуры промышленных грузов на большие расстояния по относительно невысоким тарифам. В перевозках каменного угля и кокса на железнодорожный транспорт приходится более 97%, черных металлов - более 96%, химических и минеральных удобрений - более 84%. Аналогичная ситуация складывается и с другими видами грузов, за исключением нефтяных, более 65% которых отправляется трубопроводным транспортом. Преимущества железнодорожного транспорта в пассажирских перевозках - возможность осуществлять перевозку пассажиров на большие расстояния по невысоким тарифам, а также возможность массовых пассажирских перевозок в пригородном сообщении. Вместе с тем, в настоящее время сложилась непростая ситуация с состоянием ж/д инфраструктуры и локомотивного/вагонного парка. Так, на 01.01.2004 г. износ основных производственных фондов ж/д транспорта достиг 63,9%. На 01.01.2004 г. 24% парка грузовых и 46% парка пассажирских электровозов, 17% пассажирских, 42% магистральных грузовых и 41% маневровых тепловозов выработали установленный срок службы. В 2003 г. число неисправных грузовых вагонов составило около 7,5% от численности вагонов рабочего парка. В целом происходит быстрое старение парка грузовых вагонов, не только физическое (средний возраст вагонов составляет около 19лет), но и моральное. Вагоны, основные узлы которых разработаны еще в 30-50-х годах прошлого века, имеют низкую надежность и требуют повышенных расходов на обслуживание. С 1992 г. парк пассажирских вагонов сократился почти в полтора раза, его старение происходит значительно быстрее, чем обновление, износ в среднем составляет более 60%. Значительное число пассажирских вагонов отслужило свой срок, но из-за их дефицита вынужденно используется железными дорогами. Треть вагонов электропоездов постоянного тока и более половины парка вагонов электропоездов и дизель-поездов эксплуатируется с просроченным сроком службы. Таким образом, тенденция к увеличению объемов перевозок, а также существенный износ инфраструктуры и локомотивного/вагонного парка приводит к необходимости модернизации транспортной инфраструктуры и обновлению / увеличению транспортных мощностей. К концу 2005 года, по данным Минтранса, износ основных фондов в ж/д отрасли составит около 65%, однако к 2009 г. значение данного показателя должно снизится до 52% за счет развития конкуренции и поступления новой техники.

Перейти на страницу:
1 2 3 4