Статистика

Эволюция развития менеджмента

Структурная характеристика науки управления как системы схематично представлена в Приложении 3. Все вышеизложенное, а также доказательства, приводимые в трудах отечественных ученых, подтверждают сходство научных концепций. В то же время следует отметить, что представители различных научных школ по-разному определяют данные понятия.

Анализ подходов, взглядов и теорий современного менеджмента подтверждает мысль о том, что управленческие идеи находятся в постоянном динамическом развитии, при этом раскрываются новые стороны науки управления, так как задачи управления постоянно усложняются по мере роста масштабов организационной деятельности.

В современных условиях менеджмент как наука должен учитывать изменения социальной среды, при этом разрабатывая, экспериментально проверяя и практически используя новые научные подходы, концепции, методы и принципы управления. Следовательно, задача менеджмента заключается не только в развитии, приобретении знаний, но и в их хранении, распределении и преобразовании в форму, удобную для внутрифирменного использования. Управление нацелено на создание и упорядочивание функциональных процессов, среди которых: формирование организационной структуры, организация технико-технологических систем, осуществление кадровой работы, управление производством, финансами и др.

Современный научный подход учитывает также и взаимодействие с внешней средой, что является еще одним шагом к дальнейшему совершенствованию менеджмента. Классификация научных подходов к менеджменту отображена на схеме Приложения 4. Данные подходы разделены во времени на две части: представляющие первую половину XX в. - как основы для развития менеджмента - и вторую, которая представляет больший научный интерес с позиций накопленного арсенала теорий и концепций.

Наиболее быстро управленческая мысль стала развиваться к началу ХХ века на микроуровне, особенно в промышленном производстве. На таком уровне, как считали теоретики, субъект и объект управления представляются более обозримыми для исследования. В 1903 г. американский инженер Фредерико У. Тейлор опубликовал первую книгу по управлению промышленным предприятием - «Управление фабрикой». Основной задачей заводского управления Ф.У.Тейлор считал оптимизацию деятельности человека на своем рабочем месте путем его профессионального обучения и обеспечения надлежащим инструментарием. Другим весьма важным новшеством в системе организации труда стало введение тарифной системы оплаты труда. Также Ф.У.Тейлор впервые сформулировал основные принципы научного управления.

Значительный вклад в формирование научного управления внесли супруги Ф. и Л. Гилбреты и Генри Гант. Разработка ими графических методов позволила повысить эффективность оперативного управления на предприятии.

Новый импульс научных идей связан с исследованием управленческого процесса как такового. Основоположником этого направления, а в дальнейшем и классической школы, стал Анри Файоль. Он впервые расчленил управленческий процесс на конкретные виды работ, т.е. выделил управленческие функции. Кроме того, А.Файоль сформулировал принципы, соблюдение которых является необходимым условием для их выполнения. В завершение своих исследований Файоль пришел к выводу, что управление является не врожденным талантом, а своеобразным искусством, которому можно научиться.

Продолжателем развития его идей стал Л.Эрвик, который предпринял попытку объединить концепции различных авторов, в результате чего была разработана структура «логического квадрата», представляющая собой системную модель логического понимания концепций процесса управления, которые приводятся в сравнении и согласованы между собой.

Перейти на страницу:
1 2 3 4