Статистика

Эволюция развития менеджмента

В развитие теории А.Файоля легла и новая идея немецкого ученого Макса Вебера об идеальном управленческом подходе для больших организаций. В самых общих чертах она выражалась в разделении управленческого труда - специализации, определении иерархии управления и конкретных принципов идеально формализованной организации, которая получила определение бюрократии. Кроме того, принципиальный подход М.Вебера заключался в изучении организации с позиций властных взаимоотношений: приказы выполняются потому, что есть официальная власть, предполагающая автоматическое исполнение приказов.

Представители как научного движения, так и административного не отвергали в целом роли человеческого фактора в формировании управления производством, но в то же время и не рассматривали его как предмет самостоятельного исследования. Восполнение этого пробела в общей теории управления взяли на себя исследователи психологической школы, в дальнейшем получившей название «Школа человеческих отношений». По утверждению различных исследователей, работы М.Фоллетта, Э.Мэйо и других специалистов по научному управлению обусловили развитие нового подхода, который был направлен на оказание помощи работнику в осознании его собственных возможностей на основе приложения концепций поведенческих наук к построению и управлению организацией.

На протяжении всего эволюционного процесса в развитие концепции научного управления вносили определенный вклад представители различных движений, а также представители смежных наук. Были разработаны математические методы научного анализа для исследования операционных проблем организации. Данное направление получило название количественного подхода.

В рамках данного исследования также проведен сравнительный анализ научных теорий менеджмента второй половины XX в.,

результаты которого можно свести к следующим положениям.

. Управление по результатам - этот новый подход, разработанный финскими учеными, представляет собой сложную систему управления, учитывающую творческий подход работников организации и поведенческие факторы. Главной задачей этой системы является формирование стремления работников и руководства к достижению плановых результатов.

. Управление при спаде характеризует определенные организационные меры по упорядочению внутренней среды организации (научное обоснование и пересмотр производственных программ, изменение финансирования, сокращение численности, постепенное упразднение отдельных структурных производств и др.). Утверждения ученых многих стран часто совпадают в вопросе сложного взаимодействия внутренних и внешних факторов развития, влияющего на экономический рост или упадок организации. Так, например, данные американских специалистов свидетельствуют о том, что в среднем в семи случаях из десяти главная причина экономического упадка организации - плохое управление.

. Управление по целям - при таком управлении руководители и работники организации совместно идентифицируют свои общие цели, определяют сферы компетентности каждого в получении конечных результатов и затем используют их как руководство при упорядочении совместной работы.

. Инновационный подход предполагает целенаправленный и управляемый характер любых обновлений сфер жизнедеятельности как на макро-, так и микроуровне предприятий в целях максимального использования их потенциальных и научно-технических возможностей. В этом случае инновационный менеджмент представляет собой упорядочивающее взаимодействие разнообразных процессов интеллектуального труда, выполняемых на предприятиях и в организациях. В высокоразвитых странах используется матрично-ресурсная модель управления, которая применима в системах, обладающих повышенной ресурсоемкостью.

Перейти на страницу:
1 2 3 4